Российские научно-технологические школы
"Программа “Шаг в будущее” – высокотехнологичной России будущего"
октябрь-декабрь 2024 года
Место проведения:
Лицей № 2 г. Братска
г. Братск, ул. Крупской, д. 29
Даты проведения:
27-29 ноября 2024 г.
Программа мероприятий школы:
МЕЛЬНИКОВ Дмитрий Михайлович
ЛАЗЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
кандидат технических наук, доцент кафедры «Лазерные технологии в машиностроении» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, эксперт секции «Машиностроительные технологии» Форума научной молодёжи «Шаг в будущее»
Расписание занятий
27 ноября (ср)


28 ноября (чт)
14.30-16.00 Лекция
16.00-17.30 Консультации (индивидуальные)
14.30-16.00 Лекция
«Лазерные технологии и их применение в промышленности и научных исследованиях»
Что такое лазер? С одной стороны это всего лишь пучок света с особыми свойствами, с другой стороны это инструмент, который позволяет проводить измерения с высокой точностью. Лазеры играют важную роль в обработке материалов. Лазерная резка и сварка стали стандартными методами в промышленности благодаря своей точности и скорости. В медицине лазеры нашли свое применение в разнообразных процедурах от хирургии до диагностики. В военной промышленности разрабатываются и создаются различные боевые лазеры.
Благодаря чему это возможно? Когерентность, монохроматичность и направленность являются теми особенностями, которые открывают возможности по применению лазеров во всех областях науки и техники. Однако, существует и ряд проблем, с которыми сталкиваются ученые при использовании лазеров. Например, связанных с точной настройкой частоты лазера в спектроскопии или квантовых вычислениях, также возможно возникновение различных тепловых эффектов при высокой мощности лазерного излучения. А чтобы разобраться во всех особенностях и найти для себя новые применения лазеров, приходите на лекцию.
Консультации (индивидуальные) по направлению «Аддитивные технологии, лазерные технологии»
На консультацию приглашаются молодые исследователи, работающие в области лазерных или аддитивных технологий, микротехнологии, занимающиеся исследованием в том числе процессов взаимодействия лазерного излучения с веществом, исследованиями в области лазерных и оптико-электронных систем, а также сходные с этим направлениями.
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
«Использование аддитивных технологий в современных сферах жизни»
Аддитивные технологии, широко известные как 3D-печать, становятся все более популярными и важными в различных отраслях. Они позволяют создавать объекты путем послойного добавления материала, что открывает новые горизонты в медицине для создания индивидуализированных имплантатов и протезов, науке, повседневной жизни и промышленности, например, для прототипирования и производства сложных деталей из различных материалов, которые трудно или невозможно изготовить традиционными методами.
Разнообразие типов аддитивных технологий на данный момент не позволяет быстро ориентироваться в технологиях и правильно понимать их особенности, в тоже время развитие и внедрение аддитивных технологий оказывает значительное влияние на различные аспекты современной жизни. Например, в производственной сфере 3D-печать позволяет значительно сокращать сроки разработки и изготовления изделий, что особенно важно для мелкосерийного производства или изготовления уникальных деталей. Однако с ростом популярности 3D-печати возникают и новые вызовы. На лекции мы обсудим современные технологии, их особенности, проблемы.
Полученные знания помогут молодым исследователям более качественно выполнить работу над своими научно-исследовательскими проектами, тематика которых связанна с аддитивными технологиями.
90 минут
(2 ак.часа)
Консультации
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
ЖУРКИН Михаил Михайлович
колёсные машины
ассистент кафедры «Колёсные машины» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
Расписание занятий
27 ноября (ср)


28 ноября (чт)
14.30-16.00 Лекция
16.00-17.30 Консультации (индивидуальные)
14.30-16.00 Лекция
«МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра “Колёсные машины”»
Слушатели познакомятся с краткой историей МГТУ им. Н.Э. Баумана, с его выдающимися выпускниками, узнают о направлениях и новых возможностях вуза, о современных научно-исследовательских работах, выполняемых в стенах Бауманского университета.
Лектор расскажет о кафедре «Колёсные машины» и сопряжённых подразделениях: НОЦ «Камаз Бауман», «ИЦ Липгарт», «ЦИР ИМ», «Ростсельмаш».
Консультации (индивидуальные) по направлению «Колёсные машины»
На консультацию приглашаются молодые исследователи, работающие в области проектирования новой автомобильной техники, обновлении существующих моделей автомобилей.
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
«Исследование как инструмент конструирования»
На лекции слушатели узнают, какие бывают и для чего необходимы исследования в опытно-конструкторской деятельности: исследование техногенных грунтов Чукотского АО с целью исследования вопросов проходимости, исследования топологии конструкций мототехники с целью оптимизации конструкций транспортного средства (ТС), испытательный стенд «опрокидывание» для исследования устойчивости мототехники, исследования динамики ТС с целью верификации динамических моделей и много другое.
90 минут
(2 ак.часа)
Консультации
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
КРАСНИКОВ Кирилл Евгеньевич
СИНТЕЗ ТОЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
старший преподаватель кафедры вычислительной техники Института информационных технологий МИРЭА – Российского технологического университета, эксперт международной секции Форума научной молодёжи «Шаг в будущее»
Расписание занятий
27 ноября (ср)
28 ноября (чт)
29 ноября (пт)

16.00-17.30 Лекция
16.00-17.30 Лекция
12.00-13.30 Лекция
«Математическое моделирование этических принципов»
В рамках данной лекции будет предпринята попытка исследовать с помощью математической теории игр модели поведения, основанные на эгоизме и альтруизме, морали, понимаемой в смысле следования императиву Канта («Всегда следуй такому образу поведения, который в случае возведения во всеобщий закон приведёт к наибольшему благу») или близкому ему по смыслу Золотому правилу нравственности («Поступай с другими так, как желаешь, чтобы другие поступали с тобой»).
Какие преимущества приобретает сообщество, участники которого при принятии решений с некоторым весовым коэффициентом учитывают общественное благо, а не только личное?
Как индивиды, которые перед тем как совершить некоторый поступок, анализируют, что произойдёт, если другие участники сообщества будут поступать так же в аналогичной ситуации, способны вывести развитие сообщества на качественно новый уровень?
Как помогает ответить на эти и ряд других социально-философских вопросов такая область прикладной математики, используемая традиционно в экономике и военной сфере, как теория игр? Об этом и многом другом вы узнаете на лекции.
«Как воспитывались дети в Царской семье? Экскурс в прошлое – ради будущего»
Указом президента Российской Федерации В.В. Путина 2024 год объявлен Годом семьи.
В рамках данной лекции в качестве образца семьи для подражания мы познакомимся с семьёй последнего Российского императора Николая II.
Как познакомились наследник российского престола Цесаревич Николай и принцесса Алиса Гессен-Дармштадская?
Какая атмосфера установилась в семье человека, управлявшего 1/6 частью суши? Как воспитывались дети в царской семье?
Четыре бриллианта российской короны — Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
«Я хочу, чтобы все были счастливы!» — каким правителем обещал стать Цесаревич Алексей?
Какой пример показывала русскому народу во время Первой мировой войны царская семья?
Какой нравственный подвиг совершил русский Царь и его семья в последние годы своей жизни?
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
«Физические основы влияния различных музыкальных жанров на человека»
В рамках данной лекции будет предпринята попытка проанализировать роль музыки, как одного из факторов, определяющих развитие общества в целом и каждого его представителя в частности.
Почему великие философы прошлого (Платон, Аристотель, Конфуций и другие) предостерегали от введения новых видов музыки? Как актуальность этих предостережений проявилась в XX веке с появлением таких музыкальных жанров, как джаз, блюз, рок-н-ролл, рок и других? Какова судьба наиболее известных западных и отечественных рок-музыкантов?
Какие преимущества, по мнению современных исследователей из разных областей, приобретают люди, регулярно прослушивающие классическую и другие гармоничные виды музыки?
Об этом и многом другом вы узнаете на лекции.
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
ТКАЧЕВА Юлия Владиславовна
СОЦИОЛОГИЯ
кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ «Лицей №2», учитель английского языка
Расписание занятий
29 ноября (пт)
10.00-11.30 Лекция
«Формирование новой социальной реальности. Технологические вызовы»
Существует ли связь между техническими новациями и гуманитарным знанием? Каковы основные тренды в развитии общества вследствие стремительного роста технологий? Какие социальные последствия технического прогресса можно отнести к положительным, какие к отрицательным? Почему принято считать, что основу современного технологического развития страны сегодня составляют цифровые технологии? На эти и многие другие вопросы школьники-исследователи получат ответы в ходе интерактивной лекции.
На примерах искусственного интеллекта, робототехники, машинного обучения, больших данных участники обсудят социальные реалии, появившиеся в условиях цифровизации. Молодым исследователям будут даны практические рекомендации по выявлению актуальных направлений исследований, возникающих на стыке современных технологий и социогуманитарной проблематики. Разобраны типовые ошибки, встречающиеся в работах молодых исследователей-участников программы «Шаг в будущее», представленных в рамках симпозиума «Социально-гуманитарные науки в современном обществе».
90 минут
(2 ак.часа)
Лекция
СОРОКИН Степан Павлович
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Оптимального управления Института динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова Сибирского отделения РАН, доцент кафедры «Вычислительная математика и оптимизация» Иркутского государственного университета
Расписание занятий
29 ноября (пт)
10.00-11.30 Мастер-класс
11.30-13.00 Консультации (индивидуальные)
«Применение математических методов в различных областях науки и техники»
На мастер-классе слушателям будут представлены способы применения математических методов для решения практических задач исследования в различных областях наук: экономике, психологии, социологии и других. Рассмотрим такой метод познания окружающего мира как «математическое моделирование», будет дан обзор видов моделей и сфер их применения. Также обсудим, какие трудности чаще всего возникают у исследователей при описании изучаемых процессов на языке математики.
В рамках мастер-класса слушатели научатся интерпретировать и проводить анализ результатов моделирования с целью уточнения выводов по исследовательской работе. Будут приведены примеры изучения физиологических процессов в организме человека в норме и патологии при помощи математического моделирования. Рассмотрим, как построение математических моделей позволяет оценивать инвестиционные риски, создавать чат-боты для корпоративных систем, управлять процессами производства и многое другое.
В завершении мастер-класса слушатели получат рекомендации по использованию математического моделирования при организации и проведении своих научных исследований.
90 минут
(2 ак.часа)
Мастер-класс
Консультации (индивидуальные) по использованию математического моделирования в научных исследования школьников
Консультация организована для молодых исследователей, которые применяют или желают научиться применять математическое моделирование как инструмент исследования в различных научных направлениях. Участники узнают, как моделировать объекты познания, осуществлять описание и интерпретацию результатов, полученных вследствие математического моделирования процессов и явлений. На примерах работ участников консультации будет продемонстрировано, каким образом использовать математическое описание для получения достоверных результатов, также авторам будут даны практические советы по корректировке и доработке проектов.
90 минут
(2 ак.часа)
Консультации
Расписание занятий школы:
27 ноября, среда
14.30-16.00
Лекция
«Лазерные технологии и их применение в промышленности и научных исследованиях»
МЕЛЬНИКОВ Дмитрий Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
14.30-16.00
Лекция
«Исследование как инструмент конструирования»
ЖУРКИН Михаил Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
16.00-17.30
Лекция
«Математическое моделирование этических принципов» (9-11 класс)
КРАСНИКОВ Кирилл Евгеньевич, Институт информационных технологий, МИРЭА – Российский технологический университет
16.00-17.30
Консультации (индивидуальные)
по направлению «Аддитивные технологии, лазерные технологии»
МЕЛЬНИКОВ Дмитрий Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
16.00-17.30
Консультации (индивидуальные)
по направлению «Колёсные машины»
ЖУРКИН Михаил Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
28 ноября, четверг
14.30-16.00
Лекция
«МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра “Колёсные машины”»
ЖУРКИН Михаил Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
14.30-16.00
Лекция
«Использование аддитивных технологий в современных сферах жизни»
МЕЛЬНИКОВ Дмитрий Михайлович, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
16.00-17.30
Лекция
«Физические основы влияния различных музыкальных жанров на человека» (7-11 класс)
КРАСНИКОВ Кирилл Евгеньевич, Институт информационных технологий, МИРЭА – Российский технологический университет
29 ноября, пятница
10.00-11.30
Лекция
«Формирование новой социальной реальности. Технологические вызовы»
ТКАЧЕВА Юлия Владиславовна, МБОУ «Лицей №2»
10.00-11.30
Мастер-класс
«Применение математических методов в различных областях науки и техники»
СОРОКИН Степан Павлович, Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова Сибирского отделения РАН
11.30-13.00
Консультации (индивидуальные)
по использованию математического моделирования в научных исследования школьников
СОРОКИН Степан Павлович, Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова Сибирского отделения РАН
11.30-13.00
Лекция
«Как воспитывались дети в Царской семье? Экскурс в прошлое – ради будущего» (7-11 класс)
КРАСНИКОВ Кирилл Евгеньевич, Институт информационных технологий, МИРЭА – Российский технологический университет
Регистрация для участия в школе:
Для получения ссылки на регистрационную форму необходимо обратиться в
МБОУ «Лицей № 2», г. Братск
Иркутская область, г. Братск, ул. Крупской, д. 29
Тел: +7 (3953) 42-44-37
E-mail: lyceum2-bratsk@yandex.ru