30 лет программе "Шаг в будущее": развитие научно-технологического и социального предпринимательства школьников-исследователей с использованием интерактивной цифровой среды
Проект выполняется Российским молодежным политехническим обществом при поддержке Фонда президентских грантов
21-2-006180
О проекте
Презентация
Ожидаемые результаты
Календарный план
Реализация проекта
Документы
Новости
СМИ о проекте
Новости проекта
Публикации в СМИ
Расписание консультаций
Организаторов регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес»
Календарный план реализации проекта (позадачный)
1-я группа мероприятий проекта (июль-декабрь 2021 года): «Подготовка и проведение регионального и федерально-окружного этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»; соответствует задаче 1.

2-я группа мероприятий проекта (июль 2021 года-декабрь 2022 года): «Организация образовательных и экспертно-консультационных мероприятий»; соответствует задаче 2.

3-я группа мероприятий проекта (сентябрь 2021 года-июль 2022 года) «Подготовка и проведение мероприятий Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»; соответствует задаче 3.

4-я группа мероприятий проекта (апрель-декабрь 2021 года) «Разработка и реализация пилотной версии Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей»; соответствует задаче 4.
1-я группа мероприятий (июль-декабрь 2021 года)
«Подготовка и проведение регионального и федерально-окружного этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»
Задача №1: В период июля-декабря 2021 года распространить информации о проекте; подготовить и провести региональный и федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» в целях продвижения проектов в регионах страны
2-я группа мероприятий (июль 2021 года-декабрь 2022 года)
«Организация образовательных и экспертно-консультационных мероприятий»
Задача 2: В период июля 2021 года-декабря 2022 года подготовить и провести с участием представителей реального сектора экономики образовательные, экспертно-консультационные, коммуникационные мероприятия, направленные на предпринимательское развитие школьников-исследователей и бизнес-разработку проектов
3-я группа мероприятий (сентябрь 2021 года-июль 2022 года)
«Подготовка и проведение мероприятий Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»
Задача 3: В период сентября 2021года-июля 2022года подготовить и провести мероприятия Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес», служащие бизнес-разработке и продвижению проектов на межрегиональном и российском уровнях
4-я группа мероприятий (апрель 2021 года-декабрь 2022 года)
«Разработка и реализация пилотной версии Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей»
Задача 4: В период апреля-декабря 2022 года разработать и реализовать пилотную версию Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей, обеспечивающую продвижение, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации
Цель проекта:
Формирование в масштабах страны системы предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которая будет включать:
1) интерактивную Интернет-площадку, обеспечивающую презентацию, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации;
2) комплекс бизнес-конкурсов, консалтинга и бизнес-школ, стимулирующих практический выход проектов;
3) организованное взаимодействие с институтами реального сектора экономики, способствующее бизнес-разработке и продвижению проектов
В период июля-декабря 2021 года распространить информации о проекте; подготовить и провести региональный и федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» в целях продвижения проектов в регионах страны.
В период июля 2021 года-декабря 2022 года подготовить и провести с участием представителей реального сектора экономики образовательные, экспертно-консультационные, коммуникационные мероприятия, направленные на предпринимательское развитие школьников-исследователей и бизнес-разработку проектов.
Задачи проекта:
В период сентября 2021года-июля 2022 года подготовить и провести мероприятия Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес», служащие бизнес-разработке и продвижению проектов на межрегиональном и российском уровнях.
В период апреля-декабря 2022 года разработать и реализовать пилотную версию Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей, обеспечивающую продвижение, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации.
Проект направлен на решение актуальной проблемы эффективного использования предпринимательского потенциала молодёжи, способной создавать новые знания, современную технику, высокие технологии. В поддержку проекта поступило 77 писем от органов государственной власти, ведущих университетов, научных центров, организаций реального сектора экономики и инновационного развития. Софинансирование проекта – более 75%.
Проект включает 79 мероприятий для школьников-исследователей из 8 федеральных округов РФ.
Структурно проект содержит три комплекса: бизнес-презентаций, образовательный и экспертно-консультационный, цифровой.
В первый комплекс входят Национальная, 5 федерально-окружных, 25 региональных конкурсов-выставок, составляющих Всероссийский конкурс-выставку научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес». Они будут проведены в форме бизнес-соревнований на тематических секциях и выставочных экспозициях. По их результатам будет формироваться стартовый контент Интернет-площадки.
Второй комплекс включает 5 тематических онлайн бизнес-школ, российскую и 5 федерально-окружных бизнес-школ научно-технологических и социальных предпринимателей (20 интерактивных вебинаров, 25 мастер-классов); 6 интерактивных бизнес-практикумов (80 занятий); 31 консультариум – 150 бизнес-экспертиз проектов, 480 консультаций по вопросам инновационно-предпринимательского развития проектов.
В рамках цифрового комплекса будет создана Интернет-площадка для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей; обеспечена поддержка интерактивной цифровой среды в 35 Интернет-ресурсах проекта и группах в социальных сетях. К участию в разработках школьников-исследователей будут привлечены 2000 специалистов высокотехнологичных компаний, институтов инновационного развития, работников сферы науки и образования. Для выполнения разработок будут использованы технико-технологические, научные и предпринимательские ресурсы этих организаций. Национальный финал пройдёт на базе 11 университетов и 12 НИИ мирового уровня.
Реализация проекта охватит 40 субъектов РФ, 7000 участников, 270 организаций реального сектора экономики и инновационного развития, 1500 образовательных и научных организаций. Предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей. Будет выпущен электронный сборник лучших проектов. В СМИ выйдут 30 публикаций.
Фундаментальным фактором инновационного и технологического отставания России является неэффективная модель социальной работы с особой группой молодых людей − тех, кто способен создавать научные новшества, современную технику, высокие технологии. Именно такая молодежь играет решающую роль в модернизации общества и трансформации экономики в современную модель. К ним относится целевая группа проекта – учащиеся 8-11 классов, имеющие перспективные научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которые обладают инновационным и коммерческим потенциалом. Члены целевой группы имеют высокий уровень специализированной креативности; это генераторы идей и источники стартапов. Их количество оценивается в 5% от числа участников программы «Шаг в будущее», что составляет 7-8 тыс. чел. Проект охватывает 3700 школьников-исследователей, т.е. покрывает численность целевой группы на 50%. Предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей. Это в 1,3 раза больше, чем число всех российских стартапов (2273), зарегистрированных в феврале 2021 года на глобальной карте стартапов (www.startupblink).

Отставание России в области инновационной и предпринимательской подготовки молодёжи значительно. В США на глобальной карте стартапов в феврале 2021 года был зарегистрирован 35810 стартапов, что в 15 раз больше, чем в России. Стратегия инновационного развития РФ «характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер». Она ставит задачей «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций». По данным глобального индекса конкурентоспособности (GCI, 2017-2018) Россия занимает 64 место по качеству образовательной системы, 51 место по качеству математического и естественно-научного образования, 59 место по возможностям для сохранения талантов. Исследование BCG «Россия 2025: от кадров к талантам» показывает, что российская «система образования не готовит кадры для экономики знаний».

По результатам последнего исследования PISA в 2018 году Россия опустилась на 33 место в области естественнонаучной грамотности старшеклассников. С 2009 года фиксируется процентное уменьшение получивших высшие оценки (уровни 5 и 6). Оценки PISA ориентированы на умения применять научные знания на практике. В области естественно-научной грамотности эти умения формируются в результате научно-технологической, в том числе научно-предпринимательской, деятельности.

Неэффективная модель социальной работы с творческой молодёжью в научно-технологической сфере приводит к значительным трудностям в построении экономики знаний. В 2019 году в глобальном инновационном индексе (GII) Россия заняла 46 место, а в глобальном индексе конкурентоспособности (GCI 4.0), учитывающем реалии четвёртой промышленной революции, – 43 место. По данным ВЦИОМ уровень предпринимательской активности снизился с 32% в 2008 году до 27% в 2017 году. В России только 11% предприятий можно отнести к инновационным, у стран лидеров ‒ 60%; а расходы на НИОКР «остаются на крайне низком уровне, ниже среднемировых показателей, и сопоставимы с показателями ЮАР, Бразилии, Польши (0,99% от ВВП и 287,7 долл. на душу населения)». Из числа зарегистрированных в России компаний только ПАО «Газпром» входит в тысячу, наиболее активно инвестирующих в исследования и разработки (448 место); США представлены 318 компаниями, Германия – 70, Великобритания – 50, Франция – 43, Нидерланды – 24.

Социальная значимость проекта лежит в сфере развития образования, научно-инновационной и технологической деятельности, об особой актуальности которого говорит Указ Президента РФ В.В. Путина (№ 812), объявившего 2021 год в России Годом науки и технологий.

Проект обладает высокой социальной значимостью и актуальностью. Реализация проекта позволит продвинуться в решении ключевой социальной проблемы – развитии научно-технологической, инновационной и научно-предпринимательской деятельности молодёжи как основополагающего фактора социально-экономической модернизации России.

Социальная значимость проекта характеризуется инновационностью, которая заключается в создании в масштабах страны системы массовой предпринимательской подготовки школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которые обладают инновационным и коммерческим потенциалом. (см. раздел 10). Сегодня такой системы в стране нет. Об её отсутствии косвенно свидетельствует поручение Президента РФ В.В. Путина (Пр-647, п.3 б), которым поставлена задача разработать предложения по внедрению предпринимательской подготовки в школьную внеурочную деятельность.

Проект органично связан с государственными приоритетами в области образования, научно-инновационной деятельности и технологического развития, установленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Реализация проекта будет содействовать достижению национальных целей развития России, определённых Указом Президента РФ В.В. Путина, в числе которых – возможности для самореализации и развития талантов, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация (от 21 июля 2020 года № 474; п.1 б,г,д). Целевым показателем Указа является «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» (п. 2 б), в котором учитываются результаты исследования PISA. Деятельность по проекту окажет положительное влияние на рост результатов в PISA, поскольку направлена на развитие умений применять научные знания на практике, лежащие в основе естественнонаучной грамотности.

Содержание проекта отвечает поручению Президента РФ В.В. Путина, данному по итогам встречи с представителями общественности в Череповце, которым была поставлена задача разработать предложения по внедрению предпринимательской подготовки в школьную внеурочную деятельность (от 10 апреля 2020 года Пр-647, п.3 б). Реализация проекта будет способствовать подготовке творчески активных учащихся к участию в междисциплинарной олимпиаде школьников, направленной на реализацию Национальной технологической инициативы. Проведение олимпиады вошло в перечень поручений Президента РФ от 25 июня 2020 года (Пр-1395; п.2 г).

В проекте предложены эффективные инструменты, открывающие новые возможности для самореализации и развития талантливых школьников в области инновационной и научно-предпринимательской деятельности. В основе предлагаемого решения лежит создание механизмов (в том числе цифровых), обеспечивающих непосредственное взаимодействие целевой группы с организациями реального сектора экономики и инновационного развития. Для школьников-исследователей повысится доступность научной и технологической инфраструктуры, предпринимательского консультирования, инвестиций и контактов с потребителями.

Реализация проекта охватит 7000 участников из всех 8 федеральных округов Российской Федерации. В ходе выполнения проекта предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей, в работу с которыми будут вовлечены 270 организаций реального сектора экономики и инновационного развития, 1500 образовательных и научных организаций. Тем самым будет заложена основа устойчивого роста молодых успешных предпринимателей, инновационных начинаний, научно-технологических стартапов и социальных инициатив.

Социальная значимость проекта подтверждена 77 письмами поддержки. Письма поддержки прислали: Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минобороны России, Правительство Санкт-Петербурга, региональные министерства, Российская академия наук, Госкопорация «Роскосмос», Госкорпорация «Росатом», Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, Фонд содействия инновациям, 14 высокотехнологичных компаний, 20 ведущих вузов, 17 научных организаций и другие организации.
Социальная значимость:
79 мероприятий

Пройдут в рамках проекта
7000 человек

Примут участие в мероприятиях проекта
5000 школьников

Получат услуги в сфере образования
3700 школьников

Представят инновационные и бизнес-разработки
8 федеральных округов

Примут участие в мероприятиях проекта
40 субъектов РФ


Направят исследователей на мероприятия проекта
3000 бизнес-разработок

Будут представлены на мероприятиях проекта
270 организаций реального сектора

Будут привлечены к мероприятиям и участию в разработках
1500 организаций

Образования и науки примут участие в проекте
2000 специалистов

Будут привлечены к участию в инновационных и бизнес-разработках
30 публикаций

В центральных, региональных и ведомственных СМИ
50 проектов

Будут представлены на пилотной версии Интернет-площадки
Команда проекта
Ключевые участники команды проекта
Карпов Александр Олегович
Руководитель проекта


Ответственный секретарь Попечительского совета, президент Российского молодежного политехнического общества, доктор философских наук
Гарнов Сергей Владимирович
Председатель Жюри Всероссийского конкурса-выставки

Директор Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор
Аликов Алан Юрьевич
Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах

Заместитель министра образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Ермоленко Игорь Юрьевич
Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Приволжском и Уральском федеральных округах

Директор Лицея № 1 «Спутник» г. Самара
Ларина Татьяна Михайловна
Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Северо-Западном федеральном округе
Первый заместитель министра образования и науки Мурманской области, кандидат биологических наук
Мансков Сергей Анатольевич
Сопредседатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах
Директор Детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22", кандидат филологических наук, доцент
Марков Андрей Михайлович
Сопредседатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах
Ректор Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, доктор технических наук
Погодаев Анатолий Кирьянович
Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Центральном федеральном округе
Первый проректор Липецкого государственного технического университета, доктор технических наук, профессор
Кулаева Ольга Александровна
Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
Заместитель директора по развитию Лицея №1 "Спутник", кандидат филологических наук, доцент
Макарова Юлия Николаева
Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
Старший методист Мурманского центра дополнительного образования "Лапландия"
Кузюра Тамара Анатольевна
Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
Заместитель директора Детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22"
Герасименко Татьяна Анатольевна
Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
Директор физико-математической Школы "Эврика", кандидат физико-математических наук, доцент
Команда организаторов
Романова
Татьяна
Владимировна
Зенкевич
Наталия
Ильинична
Золотых
Наталья
Юрьевна
Карпова
Ольга
Владимировна
Козлова
Светлана
Александровна
Пацукова
Дарья
Николаевна
Рацигин
Михаил
Юрьевич
Малюшина
Валерия
Алексеевна
1
Краткая справка о проекте
Смотреть справку
2
Цели, задачи и ожидаемые результаты проекта
Смотреть файл
3
Краткое содержание проекта
Смотреть файл
4
Полное описание проекта
Смотреть файл
5
Письма поддержки проекта
Смотреть письма
6
Организационно-методические материалы для базовых организаций программы «Шаг в будущее»
Смотреть материалы
7
Памятка для ГКЦ, КЦ и АУ к проведению консультаций
Смотреть памятку