30 лет программе "Шаг в будущее": развитие научно-технологического и социального предпринимательства школьников-исследователей с использованием интерактивной цифровой среды
Проект выполняется Российским молодежным политехническим обществом при поддержке Фонда президентских грантов
21-2-006180
Количество благополучателей проекта
Общие выводы по результатам реализации проекта
Успешность выполнения проекта способствовали следующие факторы: развитая сеть образовательного, научного, технико-технологического, инновационного и административного партнёрства, которую имеет РМПО на региональном и российском уровнях; цифровая основа проекта; высококвалифицированный кадровый состав, который РМПО привлекает для выполнения мероприятий; долговременный интерес партнёров РМПО к мероприятиям проекта и дальнейшей совместной деятельности по его развитию; многолетний опыт РМПО по реализации аналогичных проектов, созданным научно-методическим и организационным обеспечением работы с молодыми исследователями. Дальнейшее развитие проекта будет проходить в направлении социальной интеграции контактной площадки, делающей возможными его масштабирование, обогащение функциональной структуры, а также консолидацию, учёт взаимных интересов и расширение числа участников. Ресурсное обеспечение для дальнейшего развития проекта будет сформировано из средств организаций, заинтересованных в его результатах. В качестве таковых предполагается пригласить ведущие российские университеты, научные центры, высокотехнологичные компании, организации инновационного развития, с которыми РМПО имеет многолетние партнёрские отношения.
Отложенным социальным эффектом станет устойчивый рост числа стартапов молодых инноваторов; формирование эффективных механизмов создания проектных команд и коллабораций, в том числе под заказ институциональных потребителей научно-технологической продукции; повышение исследовательской, предпринимательской, цифровой и академической грамотности творческой молодёжи.
Новости проекта
    Публикации в СМИ
    Всероссийская дистант-школа «Научно-технологические лидеры будущего»
    Школьникам приготовили энциклопедический взрыв

    Открыт набор на дистант-школу «Научно-технологические лидеры будущего»
    «Шаг в будущее» подводит итоги Международного форума 2022 года
    Результаты участия Школы 1537 в Форуме научной молодежи «Шаг в будущее»
    Школьники из Ярославского вошли в число победителей научного форума «Шаг в будущее»
    Братские лицеисты приняли участие в работе Международной молодёжной бизнес-школы

    Школьники Кубани победили на международном научном форуме "Шаг в будущее"
    Краснодарские школьники изобрели инкубатор для перепелок на альтернативных источниках энергии

    Целый месяц баталий. Определены победители международного форума «Шаг в будущее»


    Одаренные школьники Краснодара и края показали лучшие результаты на Международном форуме «Шаг в будущее»

    Итоги Международного форума научной молодёжи «Шаг в будущее»


    Школьница из Новороссийска ищет врагов мраморного клопа




    Учащиеся Лицея №2 из Братска стали победителями и призерами Международного конкурса-выставки научных и социальных предпринимателей «Молодежь. Наука. Бизнес»
    Кубанцы завоевали кубок России на форуме «Шаг в будущее»




    Школьники из Армавира завоевали кубок на форуме «Шаг в будущее»



    11 научных проектов представят юные исследователи Лицея №2 из Братска на Международном форуме научной молодежи «Шаг в будущее»

    "Шаг в будущее": о молодых ученых и проектах-победителях из поселка Агинское


    Итоги региональных отборочных соревнований научно – социальной программы «Шаг в будущее»

    Открытие Регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки «Молодёжь. Наука. Бизнес»

    В Братском Лицее №2 состоялась IV региональная научно-практическая конференция «Потенциал XXI века - Шаг в будущее»
    В Костроме прошел региональный этап Всероссийского конкурса предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес»
    Новости дня




    «Шаг в будущее»




    На помощь в ковидные госпитали придут роботы или как юная 12-летняя девочка создала робота-фельдшера
    Победитель конкурса грантов Президента России


    «Шаг в будущее»



    Научные шаги в будущее




    XXVII Республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» стартовала в Махачкале
    Воспитанники центра «Шаг в будущее» за достижения получат денежные призы

    В Дагестане проходит республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

    В Мурманской области стартовал научный форум «Шаг в будущее»


    Мурманская область сделала «Шаг в будущее»


    Оленегорские школьницы представят город на форуме «Шаг в будущее»

    В Барнауле в пятый раз прошли соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее»
    Молодежный научный форум "Шаг в будущее" стартовал в Мурманской области

    «Шаг в будущее» - снова в Мурманской области

    Василий в деле


    Сибирские школьники и студенты показали свои инновационные разработки
    В Самаре прошло соревнование молодых исследователей "Шаг в будущее"
    Состоялось Федерально-окружное соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее»
    НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего" провел соревнования исследователей

    Он научил нас летать



    Стартовал проект «30 лет программе «Шаг в будущее»


    Проект «30 лет программе «Шаг в будущее» привлечёт организации к взаимодействию с системой образования

    3000 разработок школьников-исследователей получат продвижение в рамках проекта «30 лет программе «Шаг в будущее»
    3000 разработок школьников-исследователей получат продвижение в рамках проекта «30 лет программе «Шаг в будущее»
    Лицей №2 Братска приглашает школьников вместе сделать «Шаг в будущее» - навстречу науке и новым технологиям

    Расписание консультаций
    Организаторов регионального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес»
    Календарный план реализации проекта (позадачный)
    1-я группа мероприятий проекта (июль-декабрь 2021 года): «Подготовка и проведение регионального и федерально-окружного этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»; соответствует задаче 1.

    2-я группа мероприятий проекта (июль 2021 года-декабрь 2022 года): «Организация образовательных и экспертно-консультационных мероприятий»; соответствует задаче 2.

    3-я группа мероприятий проекта (сентябрь 2021 года-июль 2022 года) «Подготовка и проведение мероприятий Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»; соответствует задаче 3.

    4-я группа мероприятий проекта (апрель-декабрь 2021 года) «Разработка и реализация пилотной версии Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей»; соответствует задаче 4.
    1-я группа мероприятий (июль-декабрь 2021 года)
    «Подготовка и проведение регионального и федерально-окружного этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»
    Задача №1: В период июля-декабря 2021 года распространить информации о проекте; подготовить и провести региональный и федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» в целях продвижения проектов в регионах страны
    2-я группа мероприятий (июль 2021 года-декабрь 2022 года)
    «Организация образовательных и экспертно-консультационных мероприятий»
    Задача 2: В период июля 2021 года-декабря 2022 года подготовить и провести с участием представителей реального сектора экономики образовательные, экспертно-консультационные, коммуникационные мероприятия, направленные на предпринимательское развитие школьников-исследователей и бизнес-разработку проектов
    3-я группа мероприятий (сентябрь 2021 года-июль 2022 года)
    «Подготовка и проведение мероприятий Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей "Молодёжь. Наука. Бизнес"»
    Задача 3: В период сентября 2021года-июля 2022года подготовить и провести мероприятия Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес», служащие бизнес-разработке и продвижению проектов на межрегиональном и российском уровнях
    4-я группа мероприятий (апрель 2021 года-декабрь 2022 года)
    «Разработка и реализация пилотной версии Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей»
    Задача 4: В период апреля-декабря 2022 года разработать и реализовать пилотную версию Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей, обеспечивающую продвижение, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации
    Цель проекта:
    Формирование в масштабах страны системы предпринимательского развития школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которая будет включать:
    1) интерактивную Интернет-площадку, обеспечивающую презентацию, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации;
    2) комплекс бизнес-конкурсов, консалтинга и бизнес-школ, стимулирующих практический выход проектов;
    3) организованное взаимодействие с институтами реального сектора экономики, способствующее бизнес-разработке и продвижению проектов
    В период июля-декабря 2021 года распространить информации о проекте; подготовить и провести региональный и федерально-окружной этап Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес» в целях продвижения проектов в регионах страны.
    В период июля 2021 года-декабря 2022 года подготовить и провести с участием представителей реального сектора экономики образовательные, экспертно-консультационные, коммуникационные мероприятия, направленные на предпринимательское развитие школьников-исследователей и бизнес-разработку проектов.
    Задачи проекта:
    В период сентября 2021года-июля 2022 года подготовить и провести мероприятия Национального этапа Всероссийского конкурса-выставки научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес», служащие бизнес-разработке и продвижению проектов на межрегиональном и российском уровнях.
    В период апреля-декабря 2022 года разработать и реализовать пилотную версию Интернет-площадки для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей, обеспечивающую продвижение, тьюторскую поддержку и ресурсное обеспечение проектов, вовлечение в разработки и проектные коллаборации.
    Проект направлен на решение актуальной проблемы эффективного использования предпринимательского потенциала молодёжи, способной создавать новые знания, современную технику, высокие технологии. В поддержку проекта поступило 77 писем от органов государственной власти, ведущих университетов, научных центров, организаций реального сектора экономики и инновационного развития. Софинансирование проекта – более 75%.
    Проект включает 79 мероприятий для школьников-исследователей из 8 федеральных округов РФ.
    Структурно проект содержит три комплекса: бизнес-презентаций, образовательный и экспертно-консультационный, цифровой.
    В первый комплекс входят Национальная, 5 федерально-окружных, 25 региональных конкурсов-выставок, составляющих Всероссийский конкурс-выставку научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодёжь. Наука. Бизнес». Они будут проведены в форме бизнес-соревнований на тематических секциях и выставочных экспозициях. По их результатам будет формироваться стартовый контент Интернет-площадки.
    Второй комплекс включает 5 тематических онлайн бизнес-школ, российскую и 5 федерально-окружных бизнес-школ научно-технологических и социальных предпринимателей (20 интерактивных вебинаров, 25 мастер-классов); 6 интерактивных бизнес-практикумов (80 занятий); 31 консультариум – 150 бизнес-экспертиз проектов, 480 консультаций по вопросам инновационно-предпринимательского развития проектов.
    В рамках цифрового комплекса будет создана Интернет-площадка для сообщества молодых научно-технологических и социальных предпринимателей; обеспечена поддержка интерактивной цифровой среды в 35 Интернет-ресурсах проекта и группах в социальных сетях. К участию в разработках школьников-исследователей будут привлечены 2000 специалистов высокотехнологичных компаний, институтов инновационного развития, работников сферы науки и образования. Для выполнения разработок будут использованы технико-технологические, научные и предпринимательские ресурсы этих организаций. Национальный финал пройдёт на базе 11 университетов и 12 НИИ мирового уровня.
    Реализация проекта охватит 40 субъектов РФ, 7000 участников, 270 организаций реального сектора экономики и инновационного развития, 1500 образовательных и научных организаций. Предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей. Будет выпущен электронный сборник лучших проектов. В СМИ выйдут 30 публикаций.
    Фундаментальным фактором инновационного и технологического отставания России является неэффективная модель социальной работы с особой группой молодых людей − тех, кто способен создавать научные новшества, современную технику, высокие технологии. Именно такая молодежь играет решающую роль в модернизации общества и трансформации экономики в современную модель. К ним относится целевая группа проекта – учащиеся 8-11 классов, имеющие перспективные научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которые обладают инновационным и коммерческим потенциалом. Члены целевой группы имеют высокий уровень специализированной креативности; это генераторы идей и источники стартапов. Их количество оценивается в 5% от числа участников программы «Шаг в будущее», что составляет 7-8 тыс. чел. Проект охватывает 3700 школьников-исследователей, т.е. покрывает численность целевой группы на 50%. Предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей. Это в 1,3 раза больше, чем число всех российских стартапов (2273), зарегистрированных в феврале 2021 года на глобальной карте стартапов (www.startupblink).

    Отставание России в области инновационной и предпринимательской подготовки молодёжи значительно. В США на глобальной карте стартапов в феврале 2021 года был зарегистрирован 35810 стартапов, что в 15 раз больше, чем в России. Стратегия инновационного развития РФ «характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер». Она ставит задачей «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций». По данным глобального индекса конкурентоспособности (GCI, 2017-2018) Россия занимает 64 место по качеству образовательной системы, 51 место по качеству математического и естественно-научного образования, 59 место по возможностям для сохранения талантов. Исследование BCG «Россия 2025: от кадров к талантам» показывает, что российская «система образования не готовит кадры для экономики знаний».

    По результатам последнего исследования PISA в 2018 году Россия опустилась на 33 место в области естественнонаучной грамотности старшеклассников. С 2009 года фиксируется процентное уменьшение получивших высшие оценки (уровни 5 и 6). Оценки PISA ориентированы на умения применять научные знания на практике. В области естественно-научной грамотности эти умения формируются в результате научно-технологической, в том числе научно-предпринимательской, деятельности.

    Неэффективная модель социальной работы с творческой молодёжью в научно-технологической сфере приводит к значительным трудностям в построении экономики знаний. В 2019 году в глобальном инновационном индексе (GII) Россия заняла 46 место, а в глобальном индексе конкурентоспособности (GCI 4.0), учитывающем реалии четвёртой промышленной революции, – 43 место. По данным ВЦИОМ уровень предпринимательской активности снизился с 32% в 2008 году до 27% в 2017 году. В России только 11% предприятий можно отнести к инновационным, у стран лидеров ‒ 60%; а расходы на НИОКР «остаются на крайне низком уровне, ниже среднемировых показателей, и сопоставимы с показателями ЮАР, Бразилии, Польши (0,99% от ВВП и 287,7 долл. на душу населения)». Из числа зарегистрированных в России компаний только ПАО «Газпром» входит в тысячу, наиболее активно инвестирующих в исследования и разработки (448 место); США представлены 318 компаниями, Германия – 70, Великобритания – 50, Франция – 43, Нидерланды – 24.

    Социальная значимость проекта лежит в сфере развития образования, научно-инновационной и технологической деятельности, об особой актуальности которого говорит Указ Президента РФ В.В. Путина (№ 812), объявившего 2021 год в России Годом науки и технологий.

    Проект обладает высокой социальной значимостью и актуальностью. Реализация проекта позволит продвинуться в решении ключевой социальной проблемы – развитии научно-технологической, инновационной и научно-предпринимательской деятельности молодёжи как основополагающего фактора социально-экономической модернизации России.

    Социальная значимость проекта характеризуется инновационностью, которая заключается в создании в масштабах страны системы массовой предпринимательской подготовки школьников-исследователей, имеющих научно-технологические или социальные проекты не учебного типа, которые обладают инновационным и коммерческим потенциалом. (см. раздел 10). Сегодня такой системы в стране нет. Об её отсутствии косвенно свидетельствует поручение Президента РФ В.В. Путина (Пр-647, п.3 б), которым поставлена задача разработать предложения по внедрению предпринимательской подготовки в школьную внеурочную деятельность.

    Проект органично связан с государственными приоритетами в области образования, научно-инновационной деятельности и технологического развития, установленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

    Реализация проекта будет содействовать достижению национальных целей развития России, определённых Указом Президента РФ В.В. Путина, в числе которых – возможности для самореализации и развития талантов, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация (от 21 июля 2020 года № 474; п.1 б,г,д). Целевым показателем Указа является «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» (п. 2 б), в котором учитываются результаты исследования PISA. Деятельность по проекту окажет положительное влияние на рост результатов в PISA, поскольку направлена на развитие умений применять научные знания на практике, лежащие в основе естественнонаучной грамотности.

    Содержание проекта отвечает поручению Президента РФ В.В. Путина, данному по итогам встречи с представителями общественности в Череповце, которым была поставлена задача разработать предложения по внедрению предпринимательской подготовки в школьную внеурочную деятельность (от 10 апреля 2020 года Пр-647, п.3 б). Реализация проекта будет способствовать подготовке творчески активных учащихся к участию в междисциплинарной олимпиаде школьников, направленной на реализацию Национальной технологической инициативы. Проведение олимпиады вошло в перечень поручений Президента РФ от 25 июня 2020 года (Пр-1395; п.2 г).

    В проекте предложены эффективные инструменты, открывающие новые возможности для самореализации и развития талантливых школьников в области инновационной и научно-предпринимательской деятельности. В основе предлагаемого решения лежит создание механизмов (в том числе цифровых), обеспечивающих непосредственное взаимодействие целевой группы с организациями реального сектора экономики и инновационного развития. Для школьников-исследователей повысится доступность научной и технологической инфраструктуры, предпринимательского консультирования, инвестиций и контактов с потребителями.

    Реализация проекта охватит 7000 участников из всех 8 федеральных округов Российской Федерации. В ходе выполнения проекта предпринимательское продвижение получат 3000 разработок школьников-исследователей, в работу с которыми будут вовлечены 270 организаций реального сектора экономики и инновационного развития, 1500 образовательных и научных организаций. Тем самым будет заложена основа устойчивого роста молодых успешных предпринимателей, инновационных начинаний, научно-технологических стартапов и социальных инициатив.

    Социальная значимость проекта подтверждена 77 письмами поддержки. Письма поддержки прислали: Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минобороны России, Правительство Санкт-Петербурга, региональные министерства, Российская академия наук, Госкопорация «Роскосмос», Госкорпорация «Росатом», Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, Фонд содействия инновациям, 14 высокотехнологичных компаний, 20 ведущих вузов, 17 научных организаций и другие организации.
    Социальная значимость:
    79 мероприятий

    Пройдут в рамках проекта
    7000 человек

    Примут участие в мероприятиях проекта
    5000 школьников

    Получат услуги в сфере образования
    3700 школьников

    Представят инновационные и бизнес-разработки
    8 федеральных округов

    Примут участие в мероприятиях проекта
    40 субъектов РФ


    Направят исследователей на мероприятия проекта
    3000 бизнес-разработок

    Будут представлены на мероприятиях проекта
    270 организаций реального сектора

    Будут привлечены к мероприятиям и участию в разработках
    1500 организаций

    Образования и науки примут участие в проекте
    2000 специалистов

    Будут привлечены к участию в инновационных и бизнес-разработках
    30 публикаций

    В центральных, региональных и ведомственных СМИ
    50 проектов

    Будут представлены на пилотной версии Интернет-площадки
    Команда проекта
    Ключевые участники команды проекта
    • Карпов Александр Олегович
      Руководитель проекта


      Ответственный секретарь Попечительского совета, президент Российского молодежного политехнического общества, доктор философских наук
    • Гарнов Сергей Владимирович
      Председатель Жюри Всероссийского конкурса-выставки

      Директор Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор
    • Аликов Алан Юрьевич
      Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах

      Заместитель министра образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
    • Ермоленко Игорь Юрьевич
      Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Приволжском и Уральском федеральных округах

      Директор Лицея № 1 «Спутник» г. Самара
    • Ларина Татьяна Михайловна
      Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Северо-Западном федеральном округе
      Первый заместитель министра образования и науки Мурманской области, кандидат биологических наук
    • Мансков Сергей Анатольевич
      Сопредседатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах
      Директор Детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22", кандидат филологических наук, доцент
    • Марков Андрей Михайлович
      Сопредседатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах
      Ректор Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, доктор технических наук
    • Погодаев Анатолий Кирьянович
      Председатель оргкомитета федерально-окружного этапа в Центральном федеральном округе
      Первый проректор Липецкого государственного технического университета, доктор технических наук, профессор
    • Кулаева Ольга Александровна
      Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
      Заместитель директора по развитию Лицея №1 "Спутник", кандидат филологических наук, доцент
    • Макарова Юлия Николаева
      Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
      Старший методист Мурманского центра дополнительного образования "Лапландия"
    • Кузюра Тамара Анатольевна
      Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
      Заместитель директора Детского технопарка Алтайского края "Кванториум.22"
    • Герасименко Татьяна Анатольевна
      Региональный организатор подготовки и проведения федерально-окружного этапа Всероссийского конкурса-выставки
      Директор физико-математической Школы "Эврика", кандидат физико-математических наук, доцент
    Команда организаторов
    • Романова
      Татьяна
      Владимировна
    • Зенкевич
      Наталия
      Ильинична
    • Золотых
      Наталья
      Юрьевна
    • Карпова
      Ольга
      Владимировна
    • Козлова
      Светлана
      Александровна
    • Пацукова
      Дарья
      Николаевна
    • Рацигин
      Михаил
      Юрьевич
    • Малюшина
      Валерия
      Алексеевна
    1
    Краткая справка о проекте
    Смотреть справку
    2
    Цели, задачи и ожидаемые результаты проекта
    Смотреть файл
    3
    Краткое содержание проекта
    Смотреть файл
    4
    Полное описание проекта
    Смотреть файл
    5
    Письма поддержки проекта
    Смотреть письма
    6
    Организационно-методические материалы для базовых организаций программы «Шаг в будущее»
    Смотреть материалы
    7
    Памятка для ГКЦ, КЦ и АУ к проведению консультаций
    Смотреть памятку