«Образование будущего и будущее образования»
Международная конференция
по развитию современного образования
Москва, Россия, 24-27 марта 2025 г.
Международная конференция ICMED’2025 приглашает к участию учёных, представителей органов государственной власти, сотрудников образовательных и научных учреждений, учащихся, вовлечённых в решение проблем развития современного образования, заинтересованных в создании научных методов становления образования будущего.

Становление образования будущего представляет собой фундаментальную задачу современности, от эффективного решения которой зависит благосостояние государств, народов и отдельного человека. Ответственность за её решение лежит на тех, кто способен внести научный и организационный вклад в развитие образования. Конференция ICMED’2025 позволит соединить усилия специалистов из самых разных областей знаний в формировании образов образования будущего, в поиске надлежащих путей, ведущих к ним.

Конференция является официальным мероприятием Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации. Сопредседатели конференции – профессор Д.Б. Богоявленская, доктор психологических наук, патриарх российской психологии; А.О. Карпов – доктор философских наук, основатель и руководитель программы «Шаг в будущее». В Программный комитет конференции вошли ведущие учёные в области наук об образовании, философии, психологии, социологии, культурологии. Информационные партнёры конференции – журналы «Вопросы философии», «Высшее образование в России», «Социологические исследования», «Вопросы образования», «Философские науки», «Общественные науки и современность», «Образование и наука» и газета «ПОИСК».

Конференция состоится во время проведения Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее», в котором примут участие более 1000 талантливых школьников-исследователей и студентов начальных курсов. Докладчики и слушатели конференции смогут посетить основные мероприятия форума, в том числе защиту проектов на выставке лучших работ и специализированных секциях.
Цель конференции – междисциплинарная разработка ключевых проблем, направлений и методов развития современного образования в движении к образованию будущего, фундаментальных составляющих образования будущего в целом и на разных ступенях образования; определение целеполагания, роли и места образования в антропологической, социальной, культурной и экономической системе координат общества будущего.

Виды участия в конференции: с научным сообщением и в качестве слушателя. В программе конференции – пленарные заседания, научные секции и дискуссионные площадки для молодых учёных, молодых учителей, аспирантов, студентов и школьников-исследователей в возрасте от 17 до 35 лет. Рабочие языки конференции – русский и английский (обеспечивается перевод). Организационный взнос не взимается. Центральные темы конференции прилагаются.

Авторам докладов рекомендуется придерживаться основных направлений конференции в рамках научной методологии в постановке, анализе и разработке проблем образования. Статьи всех выступивших на конференции будут опубликованы в книге трудов с номером ISBN и поданы на индексацию в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Планируется выпустить Молодёжный научный сборник конференции со статьями участников дискуссионной площадки по центральным темам конференции (принимаются к отбору после проведения конференции). Отдельные статьи могут быть опубликованы в научных журналах – информационных партнёрах конференции. Всем участникам конференции (докладчикам, слушателям, участникам открытой дискуссии) выдаются свидетельства международного образца с логотипом Десятилетия науки и технологий.

Для участия в конференции необходимо подать электронную заявку по адресу: шагвбудущее.рф/icmed_reg. Участники конференции, планирующие выступить с докладом, при подаче заявки должны загрузить свою фотографию и статью, подготовленную и оформленную в соответствии с правилами (если авторов несколько, заявка со статьей и фотографиями загружается единожды, при этом указываются все авторы), а также тезисы докладов. Срок окончания электронной регистрации и приёма статей - 19 января 2025 года.

Отбор докладов производится Программным комитетом. Список докладчиков и приглашаемых слушателей планируется утвердить до 25 февраля 2025 года и опубликовать на сайте шагвбудущее.рф. После чего по указанным в заявках электронным адресам будут высланы приглашения на конференцию.
Сведения об организации участия, подготовке статьи и доклада приведены в Информационном приложении, а также размещены на главном сайте программы «Шаг в будущее»: http://www.step-into-the-future.ru.

Телефоны Оргкомитета: +7 (499) 267-55-52, +7 (499) 263-62-82.
Центральные темы конференции
1. Образ образования будущего:
а) культура и история своего народа как фундаментальные начала, определяющие выстраивание образования будущего;
б) онтологические, эпистемологические, психологические, дидактические основания и целеполагания образования будущего;
в) творчество и наука в образовании будущего;
г) становление и модели образования будущего; общемировое и уникальное в моделях образования будущего; общественные ожидания и социальные запросы; форсайт как инструмент движения к образованию будущего.
2. Образ будущего образования:
а) общие тенденции: соотношение формального и неформального, образовательные экосистемы, семиотический поворот, мультимодальность, метавселенные как пространства творчества; цифровые трансформации (онлайн-обучение и генеративные инструменты); персонализация; движение к надпрофессиональным навыкам и включённость в структуру профессиональной деятельности, ценностные ориентиры и особенности мировосприятия;
б) онтологическая роль образования в обществе будущего: человекообразующее значение, социальные, культурные и экономические функции;
в) роль социальных парадигм и эпистемической доминанты в формировании будущего образования;
г) репродуктивно-продуктивный переход как ключевое изменение в эпистемической доминанте, определяющее социальное, культурное и экономическое будущее образования.
3. Изменения в компонентах имплицитной парадигмы образования при движении к образованию будущего:
а) в институционализации, среде, организации обучения;
б) в содержании обучения – учебных методах, средствах и материале;
в) в методе познания, в том числе в доминирующем качестве познавательного метода;
г) в образовательном императиве.
4. Локальные парадигмы образования – направления и содержания трансформаций: исследовательская, проблемная, предпринимательская, продуктивная, личностная, развивающая, эвристическая, диалога культур и другие:
а) преобразования в локальных парадигмах и локальных парадигм; взаимодействие и взаимопроникновение локальных парадигм;
б) варианты осуществления локальных парадигм – отдельный образовательный локус, неотъемлемая часть общего учебного действия, другие;
в) парадигмально-дифференцированная система образования; возрастные инварианты и образовательные ступени.
5. «Образование: взгляд из будущего» – дискуссионная площадка на базе МГУ им. М.В. Ломоносова (философский факультет) для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) междисциплинарный характер образования и нейротехнологии;
б) этика образования в перспективе образования будущего;
в) медикализация образования: проблемы и перспективы.
6. «Искусственный интеллект – философский подход» – дискуссионная площадка на базе ГАУГН для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) что такое искусственный интеллект: философско-методологические основания;
б) роботы как люди или люди как роботы: антропологическое измерение робототехники;
в) генеративный искусственный интеллект в образовании с точки зрения различных образовательных парадигм;
г) киборгизация и человеческий жизненный мир.
7. «Пути образования в XXI веке» – дискуссионная площадка на базе РГГУ для молодых учёных, аспирантов, студентов и школьников-исследователей:
а) динамика образовательных стратегий и практик в поликультурной сред;
б) трансформации образовательных технологий в условиях медиатизированного цифрового общества;
в) стратегии и векторы неформального образования.
Программный комитет
  • ЛЕКТОРСКИЙ Владислав Александрович
    председатель Программного комитета, главный редактор журнала «Философия науки и техники», декан философского факультета ГАУГН, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор, академик РАН, доктор философских наук
  • БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна
    сопредседатель конференции, профессор, почётный член РАО, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ
  • КАРПОВ Александр Олегович
    сопредседатель конференции, руководитель программы «Шаг в будущее», доктор философских наук
  • БАГДАСАРЬЯН Надежда Гегамовна
    профессор кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана, академик РАЕН, доктор философских наук
  • ГРИФЦОВА Ирина Николаевна
    заведующий кафедрой философии Московского педагогического государственного университета, профессор, доктор философских наук
  • ЗВЕРЕВА Галина Ивановна
    декан факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета, заведующий кафедрой культурологии, профессор, доктор исторических наук
  • КИПРИЯНОВА Елена Владимировна
    директор МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», доктор педагогических наук
  • КОЗОЛУПЕНКО Дарья Павловна
    профессор кафедры философии образования МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук
  • КОРОЛЬ Андрей Дмитриевич
    ректор Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, иностранный член РАО
  • МАМЕДЗАДЕ Ильхам Рамиз оглу
    директор Института философии и социологии Национальной Академии Наук Азербайджана, доктор философских наук, профессор
  • ПРУЖИНИН Борис Исаевич
    главный редактор журнала «Вопросы философии», руководитель сектора философии естественных наук Института философии РАН, профессор, доктор философских наук
  • РОЗИН Вадим Маркович
    главный редактор журнала «Культура и искусство», главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор, доктор философских наук
  • СЕРИКОВ Владислав Владиславович
    главный научный сотрудник Института стратегии развития образования, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ
  • ХУТОРСКОЙ Андрей Викторович
    директор Института образования человека, чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук
Организационный комитет
  • БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна
    сопредседатель конференции, профессор, почётный член РАО, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ
  • КАРПОВ Александр Олегович
    сопредседатель конференции, руководитель программы «Шаг в будущее», доктор философских наук
  • АЛЕКСЕЕВ Андрей Юрьевич
    профессор кафедры философии науки и техники философского факультета ГАУГН, профессор Инженерной академии РУДН, координатор научных программ НСМИИ РАН, доктор философских наук
  • АЛЕКСЕЕВА Екатерина Алексеевна
    заместитель декана философского факультета ГАУГН по учебно-методической работе, сопредседатель секции "Интеллектуальные системы и когнитивные технологии в образовании" НСМИИ РАН, кандидат философских наук
  • БАЛТЯН Валерий Кононович
    директор Межотраслевого учебно-научного центра технологического развития и евразийской интеграции МГТУ им. Н.Э. Баумана (МУНЦ ТРЕИ),
    советник Ассоциации технических университетов
  • БРЫЗГАЛИНА Елена Владимировна
    заведующий кафедрой философии образования МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат философских наук
  • ВЕДЕХИН Александр Юрьевич
    заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России
  • КУДРЯВЦЕВА Дарья Александровна
    проректор по дополнительному образованию Московского педагогического государственного университета
  • ЛЕОНТОВИЧ Александр Владимирович
    председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», кандидат психологических наук
  • МАКАРЕНКО Анна Александровна
    заместитель директора Национального агентства развития квалификаций
  • САМОЙЛОВА Надежда Борисовна
    директор Центра развития открытого образования Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель кафедры культурологии
  • ШУНИКОВ Владимир Леонтьевич
    директор Института дополнительного образования Российского государственного гуманитарного университета, доцент, кандидат филологических наук
  • КАРПОВА Ольга Владимировна
    ответственный секретарь, специалист по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (философский факультет)
Российский государственный гуманитарный университет
Национальное агентство развития квалификаций
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Московский педагогический государственный университет
Государственный академический университет гуманитарных наук
Организаторы
ООО "Агровагон"
Белорусский государственный университет
Партнёры
Ассоциация технических университетов
Российское молодёжное политехническое общество
Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь»
Институт философии и социологии Национальной Академии Наук Азербайджана
«Вопросы философии» – журнал Российской академии наук, Института философии РАН
«Философские науки» – журнал Академии гуманитарных исследований
«Общественные науки и современность» – журнал Российской академии наук
«Высшее образование в России» – журнал Ассоциации технических университетов
«СоцИс (Социологические исследования)» – журнал Российской академии наук, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
«Образование и наука» – Журнал Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург)
Информационные партнёры
«Поиск» – Газета для научного сообщества
«Вопросы образования» – академический рецензируемый ежеквартальный журнал НИУ ВШЭ