Стратегия научно-технологического развития РФ устанавливает в качестве одной из основных задач «создать возможности для выявления и воспитания талантливой молодёжи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства...» (Указ Президента РФ от 28.02.2024 г. № 145). Программа «Шаг в будущее», реализуемая РМПО, включена в план проведения Десятилетия в составе инициативы «Наука побеждать» . Деятельность программы получила высокую оценку Правительства РФ.
Проект направлен на вовлечение молодых талантов из всех федеральных округов, включая Крым, Севастополь и новые регионы, в самостоятельную научно-технологическую деятельность, дающую полезные для общества результаты. Практическая деятельность
на благо страны мотивирует участие молодёжи в науке, противодействует «утечке мозгов» – одной из ключевых угроз технологического развития России.
При реализации проекта РМПО, поддержанного Фондом президентских грантов (2023-2024), выявлена проблема в доведении учащимися исследований и разработок до практического использования результатов в науке, технике, социальной сфере. Причиной служат познавательные установки, сформированные формальным обучением. Ему свойственны низкий интерес к творчеству, поисковым формам познания, решению научно-технологических задач, недостаточная исследовательская подготовка педагогов, трудности с реализацией разработок. Следствием стали слабые умения российских школьников применять естественно-научные знания на практике, зафиксированные международным исследованием PISA (33 место в 2018 г.).
Проект способствует решению данной проблемы, для чего используется специализированная
очная форма научно-технологической подготовки, направляющая учащихся на применение результатов в науке, технике, социальной жизни. В практико-ориентированной сфере очная подготовка имеет значительно большую эффективность по сравнению с дистанционной, которая не может её заменить, особенно при выявлении и обучении перспективных и творческих молодых людей.
В качестве целевой группы взят наиболее критичный кадровый резерв для научно-технологического будущего страны – талантливая молодёжь школьного и начального университетского возраста, стремящаяся профессионально заниматься наукой и инженерным делом. По оценкам, проведённым РМПО в 2023 г. в ходе выполнения проекта, поддержанного Фондом президентских грантов (№ 23-1-000360), величина этой группы в программе «Шаг в будущее» составляет около 2800 человек. Данный проект покрывает её на 100%.
Высокая социальная значимость проекта заключается в
практико-ориентированном и
совместном решении на национальном уровне главных задач Десятилетия науки и технологий для
широкой образовательной группы, охватывающей учащихся школ, воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, студентов колледжей, техникумов, 1 и 2 курсов вузов, а также в
масштабном привлечении работников и предприятий реального сектора экономики к научно-технологической подготовке молодёжи, в том числе сельской. Специалисты отмечают насущность вовлечения сельских талантов в науку и инженерное дело («сельская местность забыта»).
На необходимость реализации практико-ориентированного подхода в образовании, «повышения качества поиска и развития талантов» указывает Концепция технологического развития до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р, п.V.4). Специалисты говорят о важности прямого взаимодействия учащихся и учёных, решения практически актуальных задач при выполнении проектов, отмечают серьёзные недостатки в организации научной работы школьников и студентов, представляющей «эффективное средство ориентации на будущую профессию».
Социально значимым является ориентация проекта на
раннее научно-технологическое развитие учащихся, обладающих выявленной специализированной креативностью, то есть тех, кто имеет проекты не учебного типа. Эти учащиеся составляют основу будущего кадрового научно-технологического потенциала страны. Острую необходимость в такой работе показывают снижение по данным Росстата в 2023 г. численности работников с учёной степенью – кандидатов и докторов наук, совокупного числа исследователей и разработчиков от уровня 2010 г., двойное сокращение удельного веса страны в общемировом числе патентных заявок на изобретения.
Особый социальный эффект дадут: развитие практических форм исследовательского образования и Интернет-площадки «Стартапы будущего» (
https://dev.startup.bmstu.ru); повышение престижа инженерных специальностей вузов; популяризация научно-технологической деятельности молодёжи с использованием достижений сверстников.
Социальная значимость проекта подтверждена 154 письмами поддержки от Минобрнауки России, Минобороны России, РАН, РАО, Госкорпораций «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», РО «Знание», АНО НАРК, 11 высокотехнологичных компаний, 21 ведущего вуза, 15 научных организаций, 74 школ и центров творчества и др.