Неисправности в различных частях подшипника приводят к серии периодических ударов, на выявление которых и направлены существующие методы диагностики. Как правило, методы дают хороший результат, когда сила этих ударов достаточно высока, что соответствует высокой скорости вращения вала, на котором установлен подшипник. В случае низких скоростей признаки неисправности скрыты в зашумленном измеренном сигнале и обычные схемы, например, метод ударных импульсов, не могут обнаружить дефект.
В работе рассматривается задача диагностики состояния медленно вращающегося подшипника и предлагается метод, основанный на предварительной очистке сигнала от шума с помощью вейвлет-разложения с пороговой обработкой на основе сигмоидальной функции для сжатия вейвлет-коэффициентов. После очистки от шума остаточный сигнал подвергается обработке с помощью анализа огибающей. Метод анализа огибающей является одним из известных и широко используемых методов диагностики состояния подшипника, но далеко не всегда определяет верно тип дефекта, труден для автоматизации и требует специально обученный персонал для анализа спектра огибающей.
Разработанный метод требует привлечения специалистов по обработке данных только на этапе обучения модели, а в дальнейшем нейронная сеть способна сама классифицировать типы сигналов.
В работе представлен метод диагностики состояния медленно вращающихся подшипников качения на основе преобразования Гильберта-Хуанга и сверточной нейронной сети. Решены следующие задачи.
- Изучен характер сигналов вибрации для нормального и дефектного подшипника.
- Построены изображения спектров Гильберта для вибрационных сигналов подшипников.
- Обучена сверточная нейронная сеть для классификации изображений спектров Гильберта.
- Разработанная модель протестирована на тестовых данных.
Разработанная модель демонстрирует высокую точность 99.5% и может использоваться для диагностики состояния медленно вращающихся подшипников качения. Дальнейшие исследования будут направлены на тестирование предложенной модели на сверхмедленных подшипниках качения (с частотой вращения до 1 Гц).