На этапе исследования поэтапно проделаны следующие шаги:1. Анализ существующих решений:
1.1.Исследование современных робототехнических средств для спасательных операций.
1.2.Анализ их преимуществ и недостатков в условиях Крайнего Севера.
1.3.Анализ специфических вызовов Крайнего Севера.
2. Изучение условий эксплуатации:
2.1.Оценка климатических условий (температуры, снега, болот, морозов).
2.2.Выявление требований к техническим характеристикам робота для работы в северных условиях.
3. Определение требований к техническому заданию.
3.1.Формулировка основных функциональных и эксплуатационных требований.
В ходе проведенного исследования были сформулированы основные функциональные и эксплуатационные требования к будущему роботу:1. Функциональные требования (Что робот должен делать):1) Эвакуация: способность перевозить одного или двух пострадавших (с возможностью использования носилок) из труднодоступной местности к безопасной точке.
2) Перевозка грузов: возможность доставки медикаментов, оборудования, предметов первой необходимости (до 150 кг).
3) Преодоление препятствий:- снежный покров глубиной до 1.5 м.
- болотистая местность с глубиной воды до 1 м.
- уклон поверхности до 30 градусов.
- ледяные и заснеженные склоны.
- растительность (кустарники, мелкие деревья).
4) Движение:- скорость движения по пересеченной местности: не менее 5-10 км/ч.
- скорость движения по относительно ровной поверхности (лед, укатанный снег, асфальт): не менее 15-20 км/ч.
- маневренность: возможность разворота на месте, движения боком.
5) Автономность: не менее 8-12 часов непрерывной работы.
6) Управление: дистанционное управление оператором с возможностью частичной/полной автономной работы.
7) Связь: поддержание двусторонней аудио- и видеосвязи с пострадавшими и оператором.
2. Эксплуатационные требования (Как робот должен работать в условиях):1) Климатические условия:- рабочая температура: от -40°C до +30°C.
- защита от осадков: водонепроницаемость (IP67/IP68).
- защита от ветра: устойчивость к ветру до 20 м/с.
2) Надежность: средняя наработка на отказ (MTBF) не менее 500 часов.
3) Обслуживание: простота обслуживания, модульная конструкция, возможность быстрого ремонта.
4) Транспортировка: компактность для транспортировки (возможность перевозки в кузове грузовика или прицепе).
5) Безопасность: безопасность для оператора, пострадавших и окружающей среды.
На основе полученных требований была проведена разработка концептуального решения МТРК “Карета” (получен Прототип-1):
- Создание шасси.
- Создание моделей и прототипов ходовой системы.
- Разработка воздушной насосной станции.
- Подбор вариантов систем управления и автоматизации.