Электронный каталог «Перспективные кадры будущего»
Ахлёстин Алексей Васильевич
Мурманская обл., г. Заозёрск
НВМУ в г. Мурманске, 11 класс
Python - базовый
Программирование:
Python, Arduino, Raspberry pi, SDR
Используемые технологии:
Пайка, сборка цепей/схем
Навыки работы с техникой:
Excel, Google, Python-библиотеки, Word, Publisher
Работа с данными:
PowerPoint
Навыки презентации и визуализации:
Телескоп, радиотелескоп, нивелир, теодолит, компас, звёздный глобус, трансивер, радиоприёмники, осциллограф, 3д принтеры
Навыки работы со специальным оборудованием:
Лицензия радиолюбителя 3 категории, значок «Юный радиолюбитель», читаю книги
Другие навыки:
Индивидуальные навыки
Разработка аппаратно-программного комплекса по радиоастрономии
Название проекта:
Радиоастраномия
Научная область:
Белоушко Константин Евгеньевич, НВМУ в г. Мурманске, педагог доп. образования
Научный руководитель, научный консультант:
Разработка аппаратно-программного комплекса по радиоастрономии
Цель и задачи проекта:
Аппаратная часть готова к эксплуатации, идёт работа над программами обработки сигнала.
На данный момент к эксплуатации готовы 2 программы написанные на языке программирования python. Программы позволяют записывать приходящий сигнал, обрабатывать его, составлять массив полученных данных и строить по ним радиокарты. В программах задействованы такие библиотеки как pyrtlsdr, pandas, numpy, matplotlib.
Первая программа с помощью библиотеки pyrtlsdr устанавливает соединение между python и SDR, что позволяет получать данные напрямую от радиоприёмника. После приёма данные проходят через программный фильтр на частоту 1420 МГц и превращаются в данные пропорциональные мощностям полученных сигналов, происходит запись данных в массив. Для
удобства создания массива и работы с ним используется библиотека pandas.
Параллельно этому программа записывает время наблюдений и на основе введённых координат области начала наблюдений вычисляет и записывает в тот же массив координаты наблюдаемой области (данная функция связанна с неподвижностью радиотелескопа т.е. роль привода-монтировки играет Земля, смещающаяся на 15 градусов за час). По окончании записи, программа создаёт файл в формате csv, содержащий готовый массив.
Вторая программа извлекает данные из файла, созданного первой, и представляет их в виде радиокарты при помощи библиотеки matplotlib. Записанные в csv файл данные, являются данными суточного движения определённой области небесной сферы. На основе этого строится график зависимости мощности сигнала от двух координат, который по сути и есть
радиокарта.
Краткое описание хода работы и текущего состояния проекта:
Видеоролики (демо проекта, защита на конференции):
Третьего октября с 16:00 до 18:00 проводились работы с использованием обеих программ. Сигнал записывался дважды, первый раз 45 минут, второй раз 30 минут. Во время работы первой программы сбоев не было обнаружено. В обоих записях функция расчёта склонения была отключена (была не доработана). В результате были получены два массива данных, на основе которых были построены графики и радиокарта.
Результаты / достижения:
Комплекс может применяться в учебных работах (к примеру: составление радиокарты области небесной сферы, запись суточного вращения Земли и т.п.)
Практическое применение:
Фото/скриншоты/диаграммы результатов проекта, прототипа, полученного продукта:
Проект
Старт в науку 2025, Шаг в будущее
Научные конференции (школьные, региональные, всероссийские):
Олимпиады по химии, физике
Олимпиады и турниры:
Участие в конкурсах, мероприятиях, дополнительное обучение
Достаточно уверенно выступал на конференциях
Коммуникация:
Моя работа «Разработка аппаратно-программного комплекса по радиоастрономии» является прямым продолжением моей работы «Hазработка любительского радиотелескопа»
Ответственность и доведение дел до конца:
Зависит от области работы
Креативность и инициативность:
Совмещаю подготовку к ЕГЭ, разработку радиотелескопа и очень негибкий, зачастую устаревший внутренний распорядок училища
Тайм-менеджмент:
Не могу оценить сам себя, но считаю, что без критики результата не получить
Способность принимать критику и дорабатывать результат:
SoftSkills
МГТУ им. Н.Э. Баумана
В какой университет планируете поступать:
Атомная энергетика, Росатом, НИКИЭТ
Какие технологии, направления или компании интересны:
Инженерное дело, логистика, физика, программирование
В каких направлениях хотите развиваться:
Программирование, логическое мышление, самоконтроль
Какие навыки хотите развивать в ближайшее время:
Поступление в выбранный вуз, доработать свой проект до «жизнеспособного состояния» и передать товарищам с младших курсов, узнать больше об атомной отрасли в стране
Цели на ближайшие 1–2 года:
Планы и цели