Республика Саха (Якутия), г. Якутск
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39», 8 класс
РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ОБУЧЕНИЯ АЗБУКЕ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ
11
Винокуров Айтал
Научные руководители: Саввина Саргылана Анатольевна, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени Н.И. Шарина», учитель, Винокурова Светлана Петровна, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, доцент
Ит
11
Айтал Винокуров
Ит
РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ОБУЧЕНИЯ АЗБУКЕ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ
Незрячие люди для чтения и письма используют систему Брайля – это рельефно-точечный тактильный шрифт, изобретенный французским педагогом Луи Брайлем в 1824 году, в котором используются шесть точек. Эти точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются и читать можно только по выпуклым точкам. В библиотеках для незрячих для обучения азбуке Брайля используют специализированную литературу и самодельные устройства. Учебные занятия проводят подготовленные специалисты – тифлопедагоги.

Обзор открытых источников показал, что исследования и разработки в области создания и совершенствования обучающих средств для освоения азбуки Брайля достаточно многочисленны, при этом более активно новые устройства создавались в 1980-1990 годы. Например, известны устройства для обучения слепых, использующие шифровальные платы с отверстиями (патент РФ №911592), выполненные в виде ручного манипулятора с печатной платой с динамиком и датчиками (патент РФ № 2662139) или дидактических материалов (патент РФ №2023312) и др. Известные решения предназначены, как правило, для пользования в стационарных условиях и не подходят для повсеместного использования. Кроме того, характеризуются громоздкими размерами и сложностью в изготовлении.

В качестве дополнительного учебного материала разработано простейшее устройство, выполненное в виде полосы ленты, на поверхности которой отпечатаны буквы алфавита и их соответствующие комбинации тактильных точек по системе Брайля. В окончательном решении новое устройство выполнено в виде топологического объекта - ленты Мебиуса, на обе поверхности которого нанесены изображения букв и их тактильные точки по системе Брайля. При этом буквы и точки размещаются в виде ряда таким образом, чтобы было удобно для их чтения и рассмотрения, например, вдоль длины ленты, либо под углом к ее продольной оси. Преимущество азбуки Брайля на ленте Мебиуса по сравнению с обычной лентой заключаются в том, что в одном устройстве можно разместить больше знаков, при этом пользователь, переворачивая ленту при использовании, сможет повторять учебный материал неограниченное количество раз. Кроме того, лента может быть дополнительно оснащена звуковым устройством, воспроизводящим звучание той или иной буквы при нажатии на соответствующую встроенную кнопку, что будет способствовать более быстрому усвоению изучаемого материала и на самостоятельной основе.

Опытные образцы устройства обучения азбуке Брайля были апробированы на базе Якутской республиканской специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих имени И.Н.Егорова-Горного и одобрены специалистами для более широкого его использования.

Новое устройство запатентовано в РФ в качестве полезной модели в 2024 году, что подтверждает мировую новизну и промышленную применимость технического решения.
Расписание работы выставки
25 марта, пн
Диалог с экспертами и посетителями
Объявление результатов выставки
12:30 - 14:00
26 марта, вт
14:00 - 18:00
27 марта, ср
14:00 - 17:00
29 марта, пт
15:00 - 17:00
Посетите выставку
и пообщайтесь с автором проекта
Выставка открыта для посетителей 26 марта, вторник, с 14:00 до 18:00, 27 марта, среда, с 14:00 до 17:00 в учебно-лабораторном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Для определения точного времени посещения и организации прохода на выставку зарегистрируйтесь.