«Образование будущего и будущее образования»
Международная конференция
по развитию современного образования
Москва, Россия, 24-27 марта 2025 г.
Программа конференции
Пленарные доклады
ЛУБКОВ
Алексей Владимирович

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
г. Москва
председатель Программного комитета ректор Московского педагогического государственного университета, профессор, д-р истор. наук
КАРПОВ
Александр Олегович

НА ПУТИ К СЕБЕ
Любое образование есть путь к себе. Исследовательское образование обладает важным преимуществом. Оно даёт инструменты этому пути, в основе которых лежит поиск истины. Тем самым оно позволяет раскрыть потаённое в толще вещей и глубины себя.

Обучение становлению, как путь к себе, является ключевым принципом программы «Шаг в будущее». Его истоки прослеживаются в моей работе с продвинутой группой учащихся, сначала школьников, а затем студентов, в период 1985-1991 годов. Часть из них вышла на практико-ориентированные исследования и разработки, то есть такие, результаты которых нашли применение в науке и технике. Полученный опыт показал возможность сделать репродуктивно-продуктивный переход, практико-ориентированные проекты достоянием школьного возраста. Из этого опыта родилась программа «Шаг в будущее».

Путь к себе есть выстраивание человеческого основания, следы которого несёт проблемно-познавательная программа индивида. Её антропогенная структура проявляется фундаментальной онтологией феномена образования, разделяющейся на учреждающую и антропо-полагающую. Экзистенциально-трансцендентальное измерение последний включает категории «самопознание», «самовыражение», «духовное», «нравственное». Они задают онтологический базис экзистенциальной структуры проблемно-познавательной программы. Их содержание раскрывает фундаментальные направляющие движения к человеческому основанию индивида.

В категории самопознания на первый план выходит оппозиция индивидуализации и индивидуации. В образовании индивидуализация делает упор на рост своеобразия ученика, выделяющий его из общества в качестве независимого субъекта. Помещая во главу угла индивидуализм, она приводит к формированию индивида, который ставит свои интересы выше социальных нужд и потребностей. Индивидуация по Юнгу выводит на путь максимального осуществления природы индивидуального в коллективном, то есть на путь самостановления. Её сущность – проявление уникального набора качеств личности, изменчивых, но носящих универсальный характер, то есть присущих человеческой природе как таковой.

В категории самовыражения в качестве ключевой рассматривается оппозиция репродуктивного и продуктивного познания. В последнем решающую роль играет творческая функция мышления. Практико-ориентированная проблематика выводит на творение. Творчество очерчивает область индивидуального призвания, ведёт к самоопределению. В самовыражении посредством познания главным является не способность к мышлению, а само мышление. Мыслить и говорить самим, как основу самовыражения, следует развивать в учениках, нацеленных силой научной мысли создавать наше общее будущее.

Категории духовного принадлежат высокие силы души, ведущие к постижению сущности и существа вещей и явлений. Духовное, как отмечал В.Д. Шадриков, может быть достоянием человека со средними способностями, а бездуховность – таланта. Духовное в образовании культивируется не только такими дисциплинами, как литература и история, но более всего творчеством, обращённым к реальности, соединяющим в таком обращении плоды самопознания и самовыражения. Образование в сфере духовного индивида наделяет смыслом его проблемно-познавательную программу, даёт силу движения по пути к себе. Образование в сфере духовного нации устанавливает её дух для творения будущего, который даст ей силу превзойти настоящее либо станет причиной немощи и упадка.

Категория нравственного представляет высшее сущностное начало человека, тогда как категория духовного – конституирующее начало личности. То есть можно быть личностью, но не быть человеком в смысле его назначения. Нравственное сущностно единит самопознание, самовыражение, духовное. В образовании нравственное играет онтологически основывающую роль. В обучении оно говорит о высоком значении «для чего», в познании оно указывает на высокое «во имя чего», в воспитании наставляет к высокому «кто он». Иными словами, в обучении нравственное ставит вопрос о смысле обретения знания, в познании – о назначении обретаемого знания, в воспитании – о миссии образованного человека как пути к образу человека.
г. Москва
сопредседатель конференции председатель Центрального совета программы «Шаг в будущее», президент Российского молодёжного политехнического общества, д-р филос. наук
БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Диана Борисовна

ОБ УРОВНЯХ И ТИПАХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ
В отличие от концепций образования, в которых официально заявлено, что конечной целью школьного образования является формирование функциональной грамотности выпускника, то проводимая конференция ставит своей задачей демонстрацию и внедрение передовых исследований школьных педагогов к развитию у детей познавательной мотивации. Если функциональная грамотность это умения эффективно справляться с типичными бытовыми ситуациями, то рекламируемая нами направленность формирует Человека, что было доказано в работах великого философа Г. Гегеля. Философия XVIII века доказала, что только способность к познанию является родовой сущностью человека. Эту позицию в XX в. формулирует биолог и философ Т. де Шарден: "Развитие материи, меняя свои формы, создает такую, которая способна, а, следовательно, призвана, познать себя. В этом роль человека в мироздании!". Сегодня мы проводим конференцию с участием школьных учителей, а завтра оцениваем работы их учеников. И это непосредственная оценка труда учителя. Именно поэтому я дала высшую оценку работе ученице, которая схватила самую сущность существования человека. В авторском заключении стоит задуматься над явлением азарта, как над более широким понятием, чем просто источником неоправданного риска". Прежде всего, следует отметить, что данный вывод не "висит в воздухе", а обоснован по ходу развития самой статьи. Так, автор работы пытается рассмотреть азарт как эмоцию не только в процессе игры, но и в повседневной жизни. Она отмечает, что несмотря на то, что мы редко вспоминаем об этом чувстве в тот момент, когда чем-то увлечены, мы постоянно делаем выбор в пользу того или иного решения. Важно, что элемент азарта и риска доминируют в процессе познания. Поэтому ею указывается, что азарт не может быть исключительно связан только с игрой, он заставляет бороться за то, что представляет для человека особую ценность. Именно азарт при интересе к проблеме помогает собрать все силы воедино, преодолеть все трудности, сконцентрироваться на решении задач, что может действительно привести человека к успеху.

Ключевые слова: школьный учитель, развитие, познание, эмоции, азарт как борьба
г. Москва
сопредседатель конференции патриарх российской психологии, профессор, почетный член Российской академии образования, д-р психол. наук
ЛЕОНТОВИЧ
Александр Владимирович

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматривается содержание понятия «интеграция» применительно к сфере общего образования. Выявляются пути интеграции школьного образования с другими социальными институтами в прошлом на протяжении XVIII-XX веков. Анализируются основные механизмы развития образовательных систем во взаимодействии с организациями науки, институтами социума, бизнес-структурами в настоящее время. Определено значение интегративных образовательных программ для развития мировоззрения школьников, их ценностного выбора и планирования дальнейшей профессиональной траектории. Предлагаются способы интеграции современной российской школы в социо-экономическое развитие страны. Представлен опыт Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова по развитию системы командной междисциплинарной проектной деятельности учащихся, в практике которой интегрированы содержание учебных предметов и тематика научно-образовательных школ МГУ.

Ключевые слова: интеграция, интегративные образовательные программы, содержание образования, воспитание, образовательные системы, социум.
г. Москва
председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», канд. психол. наук
СЕРИКОВ
Владислав Владиславович

РОЛЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
В статье раскрыты функции научного руководителя в формировании направленности личности школьников и студентов на исследовательскую деятельность, показано содержание работы научного руководителя по развитию их исследовательского опыта, пути преодоления трудностей в процессе сопровождения роста научного потенциала и методологической культуры будущих ученых. Руководство работой молодого ученого представлено как поэтапный процесс формирования исследовательских навыков и интереса к научно-исследовательской деятельности. Приведены примеры методологических ошибок молодых исследователей и способы их предупреждения.

Ключевые слова: научное руководство, исследовательский процесс, сопровождение развития молодого ученого, научное и обыденное мышление.
г. Москва
главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования, академик РАО, профессор, д-р пед. наук
ЗВЕРЕВА
Галина Ивановна

ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОНКРЕТНОНАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
В докладе обсуждается актуальная проблема осознанного выбора учащимися исследовательских методов в процессе конкретно-научной деятельности. В ходе школьного обучения учащиеся «настраиваются» с помощью учителей на научно-исследовательскую работу. Она способствует развитию когнитивных способностей, приобретению первичных навыков проектирования, формированию умений поисковой работы с информационными ресурсами в цифровой среде, выработке навыков их критического анализа и различения (источники, научная литература, справочные ресурсы). Эта проблематика активно обсуждается в профессиональных педагогических сообществах. По ней уже сложился значительный корпус научной и учебно-методической литературы. Основное внимание в таких текстах уделяется рассмотрению разных способов развития познавательной деятельности учащихся. В гораздо меньшей степени обсуждаются темы, связанные с условиями и факторами выработки у школьников способности четкого формулирования исследовательского вопроса и адекватного выбора методических средств решения поставленной проблемы. Цель доклада состоит в том, чтобы прояснить взаимосвязи между постановкой исследовательского вопроса и способами решения проблемы. Основу доклада составляет рассмотрение современных теоретико-методологических разработок и предложений по такой тематике, а также критический анализ материалов школьных конкурсных работ, представляемых на форум научной молодежи «Шаг в будущее». Фокус обсуждения темы сосредоточен на проблеме успешности проведения конкретно-научного исследования или проектной работы (два типа НИР). Постановка проблемы (исследовательский вопрос, фокус, ракурс, акцент на проблемном поле) всегда связана с критериями отбора источников и способами их критического изучения. Возможность концептуализации «сырого» эмпирического материала, его сборки и оформления задается выбором методов изучения – количественных, качественных, смешанных. Иначе говоря, обучение учащегося процедурам выбора методов неразрывно связано с корректностью представления о том, когда и как уместно использовать тот или иной метод (понимать его сильные и слабые стороны), иметь представление о единицах анализа. Выбранный метод – это настройка исследовательского взгляда, выбор оптики, модуса, акцента в изучении источников. К примеру, если выбран сравнительный метод, акцент делается на выявлении общих и особенных черт в источниках и их сопоставлении. Если выбирается структурно-семиотический метод, стоит делать акцент на выявлении знаков, значений, культурных кодов, символов. Особо следует подчеркнуть роль ключевых слов – понятий как категорий анализа, то есть, важнейших инструментов работы с источниками. Необходимо также стремиться к тому, чтобы включать в поле исследовательского внимания одновременно несколько измерений: технико-технологическое (материальный носитель информации, среда производства, технологическое обеспечение работы, специфика взаимоотношений между человеком, технологией и средой); композиционное (содержательное, целостность создаваемого пространства и времени, взаимосвязь между словом, образом, ритмом и проч.); социальное (многообразные контексты, среда производства и бытования, аудитории восприятия и потребления). От корректности постановки исследовательского вопроса и точности выбора инструментария (набора методов и техник анализа) впрямую зависит степень реалистичности выполнения проекта (познавательные, экономические, социальные и проч. факторы) и его результативности (эффект от НИР, производимый в разных средах - научной, общественной, экономической и проч). Все это налагает на научных руководителей ответственность и предполагает понимание того, что успешность научной и проектной работы школьника и продуманное использование им специализированных приемов и техник анализа в огромной мере зависят от четкого определения конкретных шагов такой деятельности.
г. Москва
декан факультета культурологии, заведующий кафедрой «История и теория культуры» РГГУ, профессор, д-р истор. наук
КОЖЕВНИКОВ
Дмитрий Николаевич

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МОДЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Одной из современных особенностей творческой деятельности является использование возможностей средств модельной наглядности.

Модельная наглядность - это способ представления объектов, процессов или явлений в виде моделей для лучшего понимания их свойств и характеристик. Моделирование может происходить в различных формах и масштабах: от простых чертежей и диаграмм до сложных компьютерных моделей и физических прототипов. Модельная наглядность тесно связана с образовательной деятельностью, особенно в области науки, технологии, инженерии и математики, где модели предназначены для обучения, тренировки, тестирования и отображения сложных и абстрактных концепций.

Основной целью модельной наглядности является визуализация и анализ объектов и процессов, чтобы возможными были детальное исследование и сравнительный анализ различных вариантов решения задач.Примерами модельной наглядности могут служить макеты зданий и сооружений, цифровые 3D-модели, математические модели экономики или техники и т.д. Существует множество средств модельной наглядности, которые могут использоваться для создания моделей и визуализации объектов и процессов. Каждое из этих средств имеет свои преимущества и недостатки, и выбор подходящего зависит от конкретных потребностей и целей проекта.
г. Москва
заведующий Лабораторией современных форм и методов обучения Центра развития образования РАО, д-р пед. наук
БАГДАСАРЬЯН
Надежда Гегамовна

ЭТОТ ДИВНЫЙ CHATGPT: КАК ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВЛИЯЮТ НА ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Технологии искусственного интеллекта все активнее вторгаются в жизнь современного общества. Не стали исключением и сферы образования и науки. Более того, именно вокруг применения в них новых технологий строится весьма противоречивый дискурс – от апологетики революционных изменений до оценки инноваций как краха всей многовековой системы трансляции знаний. В статье рассматриваются характер и параметры влияния технологий искусственного интеллекта на систему образования и науки, возможности и риски их внедрения, этические принципы, следование которым может эти риски минимизировать.

Ключевые слова: искусственный интеллект, система образования, ChatGPT, этика искусственного интеллекта
г. Москва
профессор кафедры «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана, академик РАЕН, д-р филос. наук
КИПРИЯНОВА
Елена Владимировна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК КОНСТРУКТОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРАКТИК: КОНТУРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются принципы построения образовательной среды, особенности исследовательского образования, его практикоориентированность, понимание исследовательской школы как «школы когнитивных ролей и социокультурного опыта». Школа когнитивных ролей позволяет «примерить» амплуа исследователя, менеджера, технолога, конструктора, в «дисциплинарно-гетерогенной области», а практики дают возможность примерять когнитивные роли, связанные с когнитивными процессами – запоминать, понимать, применять, анализировать, формулировать, создавать. Систематизировав практики, применяемые в конкретной школе, нами описаны практики целеполагания, практики самоопределения, практики осознанности, исследовательские практики, коммуникативные практики, рефлексивные практики, примеры инженерных практик и др., непосредственно влияющие на качество исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: образовательная среда, проектирование образовательной среды, «школа когнитивных ролей», образовательные практики, исследовательские практики, практики самоопределения, практики осознанности, инженерные практики.
Челябинская область, г. Челябинск директор МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», д-р пед. наук
РЯБЕНКО
Ирина Павловна

МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В статье представлен опыт работы регионального центра, реализующего программы дополнительного образования, обеспечивающие развитие познавательных способностей талантливых школьников Краснодарского края. Основной задачей деятельности организации является выявление, сопровождение и подготовка мотивированных школьников к участию в интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях) разных уровней.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, мотивация, дополнительное образование, системный подход, одаренные дети.
Краснодарский край, г. Краснодар заместитель директора по учебно-методической работе ГБУ ДО КК «Центр развития одаренности»; секретарь Центрального Совета программы «Шаг в будущее»
Секция 1. Исследовательские обучение, деятельность, мышление
КОЗОЛУПЕНКО
Дарья Павловна
О НЕКОТОРЫХ СТРАТЕГИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение основных тенденций современного образования, связанных с технологизацией образовательного процесса и формированием «нового антропологического типа», демонстрирует важность развития методологий, способствующих повышению учебной мотивации и развитию инициативного, творческого, исследовательского мышления у молодого поколения. Исследовательское образование с созданием генеративной среды и проблемно-познавательным типом обучения является наиболее разумной перспективой, уже неплохо зарекомендовавшей себя в области естественных наук, инженерных разработок и прикладных исследований. Возникает потребность разработки аналога такого типа образования и в гуманитарной сфере. В статье рассматриваются основные проблемы, характерные для восприятия и преподавания дисциплин данной сферы, а также проблемы и перспективы неспециализированного компетентностного подхода, который предполагает упор на формирование «мягких» навыков, и использования игровых методик в философии. Делается вывод о том, что геймификация и неспециализированный компетентностный подход не способствуют приближению к идеалу исследовательского образования, и предлагаются альтернативные методики вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность в гуманитарной сфере исследования.

Ключевые слова: исследовательское образование, геймификация, учебная мотивация, креативность, «мягкие» навыки, философия, аксиология.
г. Москва
МГУ имени М.В. Ломоносова, философский факультет, профессор кафедры философии образования, д-р филос. наук
БУБНОВА
Нэля Владимировна
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МБОУ «ЛИЦЕЙ № 1» ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «СЦЕНАРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»)
Представлен опыт и описание реализуемой профориентационной работы в общеобразовательной организации. Необходимость выстраивания системной научно-исследовательской работы со школьниками необходимо начинать в учреждениях как можно раньше. Предложенные сценарии могут повлиять на выбор профессии. Искусство создания сценария профессионального становления, допускается в лицейские годы, ученик может переписывать свой выбор «с чистого листа», идти методом проб и ошибок, методом подбора. Такими «буферами обмена» становятся границы пролицейского образования (6-7 классы, где происходит адаптация к профессиональному самоопределению), предпрофильной подготовки (8 – 9 классы, где происходит проба профессиональных интересов), профильного обучения (10-11 классы, где происходит профессиональное самоопределение).

Ключевые слова: Профильное наставничество, предметы-фасилитаторы, интродукция, открытые школы, профильная проба, профессиональный интерес, профориентационная работа, проектно-исследовательской работы, внеурочная деятельность, внеучебная деятельность
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
МБОУ «Лицей № 1», учитель географии, исполнительный директор Флагманского ГКЦ программы «Шаг в будущее» по Иркутской области
БОРИС
Наталья Анатольевна
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
МБОУ «Лицей № 1», заместитель директора МБОУ «Лицей № 1» с 1991-2021 гг.
БАЕВСКАЯ
Ирина Сергеевна
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
МБОУ «Лицей № 1», заместитель директора по УВР
АНАНДАЕВА
Арюна Батомункуевна
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛ
В работе рассматриваются возможности формирования естественнонаучной грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности через исследовательскую деятельность учащихся. Изучаются понятия «естественнонаучная грамотность», умения, которыми должен обладать естественно-научно грамотный человек, «исследовательская деятельность» и базовые исследовательские действия, которые прописаны в содержании обновленного федерального государственного образовательного стандарт основного и среднего общего образования. Анализируется из опыта работы исследовательская деятельность учащихся и формирование естественнонаучной грамотности способом овладения базовые исследовательские действия.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, исследовательская деятельность, базовые исследовательские действия, метапредметные результаты, обновленный ФГОС ООО и СОО.
Забайкальский край, п. Агинское
МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», учитель химии
ДАМДИНЖАПОВА
Оюна Мункожаргаловна
Забайкальский край, п. Агинское
МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», заместитель директора научно-воспитательной работе
ГОРПИНИЧ
Татьяна Анатольевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПРОЕКТЕ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ФРОНТОВЫХ ПИСЕМ»
В статье изложены теоретические и практические подходы к проектной и исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций. Дана попытка раскрыть современное понимание проектной деятельности и важность формирования исследовательского типа мышления для личностных характеристик молодого человека в процессе работы над проектом. Автор подчеркивает актуальность формирования навыков самостоятельной поисковой работы обучающихся с архивными материалами времени Великой Отечественной войны на примере Всероссийского проекта «Бессмертный полк фронтовых писем». Обращено внимание на важность темы проекта как социально-значимой деятельности юных исследователей, в основе которого лежит работа с фронтовой письменностью как культурным наследием и еще одним источником исторического знания, позволяющим выстраивать личный диалог с поколением победителей, формировать исследовательские компетенции, спланировать и представить личностно-значимый результат.

Ключевые слова: фронтовая письменность, Великая Отечественная война проектная деятельность, компетенции, личностное самосовершенствование, социальная значимость.
г. Севастополь
ГАОУ ПО города Севастополя «Институт развития образования», преподаватель кафедры теории и практики управления образовательными системами; руководитель организации – ассоциированного участника программы «Шаг в будущее»
ПАЛЕЙ
Елена Вадимовна
ПРОБЛЕМНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В данной работе автор рассматривает опыт включения интерактивных проблемных элементов в процесс философской подготовки обучающихся технического вуза, оценивает возможности влияния философского диалога на формирование исследовательских навыков молодых ученых. Обращается внимание на неявные компоненты философской подготовки, раскрывающие философию как средоточие гуманитарного знания, актуальные для построения собственного методологического арсенала молодого исследователя в области естественных и технических наук. Детально рассматривается формирование и значение герменевтических навыков, коммуникативных форматов в обучении философии науки, необходимость персонализации философской подготовки. Анализ указанных моментов производится на основе осмысления опыта преподавания философских курсов и оценки их эффективности в плане расширения проблемно-познавательного потенциала обучающегося и включения его в научную культуру.

Ключевые слова: субъект образования, техническое образование, исследовательское отношение к действительности, философская подготовка, исследовательские навыки, философский диалог, современное образование.
Ивановская область, г. Иваново
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет», заведующий кафедрой философии, канд. филос. наук, доцент
КУЛАЕВА
Ольга Александровна
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОСТИ В УЧЕБНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ
Статья посвящена рассмотрению различных форм межпредметности при реализации проектных и научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных организаций. Автор рассматривает формы реализации межпредметности в решении межпредметных задач, организации интегрированных уроков. При решении межпредметной задачи от учащихся требуется знание не менее двух предметов. Учитель в своей профессиональной практике может проводить интегрированные уроки (межпредметные). Интеграция одного и более предметов в предметную область провоцирует реализацию творческого подхода к решению задач на уроке как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Интегрированность позволяет учащимся получить многогранную картину мира. В статье представлено мнение о создании творческого научного коллектива (школа, наука, бизнес) при реализации межпредметного проекта и коммерциализации продукта интеллектуальной деятельности учащегося.

Ключевые слова межпредметность, проект, научно-исследовательская работа, межпредметная задача, интегрированный урок, научно-исследовательский коллектив, коммерциализация интеллектуального продукта
Самарская область, г. Самара
СГСПУ, доцент; Лицей № 1 «Спутник», заместитель директора по развитию, канд. филол. наук
ЖУКОВА
Елена Сергеевна
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
Представлен опыт руководства проектами и экспертной оценки проектных и исследовательских работ детей школьного возраста в рамках городских и международных конкурсов и образовательной школьной деятельности. Представлен анализ проблем, возникающих при выполнении исследовательских работ по предметной учебной деятельности (биология, география) и в рамках психологических исследований как внеурочной деятельности. Выделены необходимые этапы подготовки проектной и исследовательской работы, зоны ответственности руководителя и проектанта, даны рекомендации по преодолению типичных ошибок, возникающих на этапе подготовки и защиты проекта.

Ключевые слова: исследовательская и проектная деятельность, школьники, деятельность, познавательная мотивация
г. Москва
ФГБНУ ФНЦ ПМИ, канд. психол. наук
БАРАНОВ
Константин Александрович
г. Москва
Лицей ММУ, учитель географии, канд. истор. наук
АЛЕКСЕЕНКО
Татьяна Валерьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КИНОПЕДАГОГИКИ
Формирование исследовательской позиции обучающихся – одна из актуальных проблем современного образования. В статье проанализированы теоретические основания, этапы и механизмы формирования исследовательской позиции обучающихся; на иллюстративных примерах показана возможность применения кинопедагогики, как одного из приоритетов культурно-просветительной, образовательной и воспитательной деятельности современного педагога, в качестве средства формирования исследовательской позиции обучающихся на разных ступенях образования. Представлен опыт формирования исследовательской позиции обучающихся средствами кинопедагогики в Московском педагогическом государственном университете: приводятся примеры тем исследовательских проектов, предусматривающих создание обучающимися собственных видеопродуктов в разнообразных форматах; показано соотношение этапов и задач формирования исследовательской позиции обучающихся с этапами исследовательского проекта; раскрываются особенности работы по созданию видео в формате комментированного видеорепортажа.

Ключевые слова: исследовательская позиция, формирование исследовательской позиции, исследование, исследовательский проект, этапы исследовательского проекта, кинопедагогика, средства кинопедагогики, киноурок, видеопродукт, медиаграмотность.
г. Москва
Московский педагогический государственный университет, доцент, канд. психол. наук
ГОРБЕНКО
Ирина Александровна
г. Москва
Московский педагогический государственный университет, доцент, канд. психол. наук
ТРУШЛЯКОВ
Кирилл Владимирович
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Обсуждаются возможности организации исследовательской деятельности, формирования исследовательских умений обучающихся на уроках математики в школе. Основной акцент делается на то, что в рамках классно-урочной системы целесообразно говорить о постепенном освоении отдельных элементов исследовательской деятельности, решении учебно-исследовательских задач.
За годы работы автором выработана и применяется схема этапов формирования исследовательских компетенций. Рассмотрены особенности формирования исследовательских навыков обучающихся на уроках математики. Рассказано о профильной летней смене как об инструменте развития исследовательских компетенций обучающихся во внеурочное время.
Анализ учебных и внеучебных достижений обучающихся показывает, что формирование исследовательских умений дает возможность использования освоенных методов при изучении не только учебных дисциплин, но и любых предметных областей, связанных с личными внеучебными интересами школьников. Включение обучающихся в учебные исследования способствует появлению интереса к современной науке, что приводит к созданию собственных исследовательских проектов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследовательские компетенции; проблемное обучение; профильная смена; летняя смена; математика; этапы исследования; интеллектуальное развитие; дифференцированный подход; внеурочная деятельность.
Тульская область, г. Тула
МАОУ «Лицей № 1», учитель математики; исполнительный директор Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Тульской области
АНОХИНА
Кристина Константиновна
ВОПРОСЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
В работе рассмотрены способы формирования метапредметных результатов с позиций специфики естественнонаучного познания в ракурсе гуманитаризации естественнонаучного образования и написания исследовательских работ школьников. Приведены практики использования метапредметного подхода в целях по повышения мотивации по выполнению исследовательских и проектных работ естественнонаучных направлений. Предложены способы организации учебных занятий с использованием современных педагогических технологий, направленные на развитие творческого потенциала талантливой молодели, формирования исследовательского интереса современных подростков. В статье рассмотрены варианты реализации исследовательских работ, написанных в результате синтеза несколько смежных наук, а также кардинально разных на примере слияния физики и истории.

Ключевые слова: личностные результаты, метапредметные результаты, естественнонаучное образование, естественнонаучное познание, гуманитаризация, культура, интеграция, исследовательские компетенции.
Воронежская область, г. Воронеж
МБОУ ОЦ «Содружество», учитель физики
ПУШКИНА
Светлана Васильевна
Воронежская область, г. Воронеж
МБОУ ОЦ «Содружество», учитель истории и обществознания, почётный работник общего образования
МАНАКОВА
Евгения Олеговна
Воронежская область, г. Воронеж
МБОУ ОЦ «Содружество», учитель информатики
РЯСЬКО
Ольга Владимировна
ОПЫТ ПОЭТАПНОГО ПОГРУЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Класс-проект – достаточно новое словосочетание, которое в Московской школе появилось сравнительно недавно.
В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы начиная с 2014 г. стартовали проекты «Математическая вертикаль», «Инженерный класс», «IT-класс», и другие, не менее актуальные проекты, целью которых является подготовка компетентных и первоклассных специалистов, осознанно выбравших свою профессию. Эти классы – гордость каждой школы, они привлекают внимание со стороны Департамента образования, со стороны администрации, и со стороны учителей предметников. К изучению профильных предметов на углубленном уровне, в учебном плане этих классов добавлен курс проектно-исследовательской деятельности. В этой работе мы попытались описать наш опыт по вовлечению учащихся инженерного класса в проектно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, уроки по вертикали, мотивация, саморазвитие, проект, педагогика-сотрудничества, методика.
г. Москва
ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского, учитель математики
КИСЕЛЕВА
Наталья Владимировна
г. Москва
ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского, учитель начальных классов
ЯКОВЛЕВА
Мария Николаевна
г. Москва
ГБОУ Школа имени В.В. Маяковского, учитель физики
КЛЁНОВА
Ирина Васильевна
ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В СФЕРУ ИССЛЕДОВАНИЙ
Современному обществу сейчас как никогда нужна конкурентоспособная молодежь, способная к научной и исследовательской деятельности. Каждому педагогу для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности обучающихся, необходимо искать новые способы работы с подростками. Для успешного привлечения школьников в проектную практико-ориентированную деятельность предлагается курс «Загадки физических процессов», по обучению проведению физических исследований и заключается в развитии творческого потенциала обучающегося, его познавательной деятельности.

Ключевые слова: Сфера исследования, проектная деятельность, школьники, молодежь, проекты по физике, загадки физических процессов.
Московская область, г.о. Реутов
МАОУ «Лицей», учитель физики, координатор соревнования «Шаг в будущее, Юниор»
МАТВЕЙЧУК
Светлана Александровна
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДАЛЕННЫХ ОТ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ РЕГИОНАХ
В статье приводятся примеры подхода к определению тем исследований школьников.
Актуальность исследования обусловлена наличием в отдаленных от научных центров районов и населенных пунктах детей способных к качественному проведению научных исследований. Для этого необходимо организовать качественную подготовку таких ребят при минимальных возможностях лабораторных исследований и отсутствия материальной базы.
Цель исследования: повышение эффективности подготовки сельских школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
Объект исследования: исследовательская деятельность школьников в условиях малых населенных пунктов России.
Предмет исследования: методика организации исследовательской деятельности сельских школьников в различных научных направлениях.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность подготовки сельских школьников повысится при теоретически обоснованной модели организации исследовательской деятельности сельских школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности
2. Определить роль педагога в научной деятельности обучающегося
3. Выявить особенности сельских школ страны
4. На примере собственного опыта определить возможности поиска направлений научно-исследовательской деятельности.
Апробация н внедрение результатов исследования проводилась в образовательном процессе в МБОУ СОШ №1 пгт Ленино Ленинского района Республики Крым. Это и результативность исследовательской работы школьников, высокие результаты в различных Всероссийских и региональных научных конкурсах и форумах.
Республика Крым, Ленинский район, пгт Ленино
МБОУ СОШ №1 пгт Ленино Ленинского района Республики Крым, учитель географии, педагог дополнительного образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»
СМЫСЛОВА
Виктория Александровна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И РАЗРАБОТЧИКА
В статье на основе результатов многолетнего исследования рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности учащихся в школе. Дан анализ педагогических условий становления личности учащегося как исследователя. Особо важными отмечаются: раннее вовлечение школьников на основе социальной мотивации в научно-исследовательскую деятельность; способы и методы формирования исследовательских компетенций; а также роль и профессионализм учителя школы, его умение организовать и активизировать процесс включения школьников в исследовательскую деятельность по литературе, а также научить детей проектировать культурный продукт в рамках своего предмета, давать установки для анализа, находить эффективные способы и формы их сохранения и передачи этих значений в систему коммуникации сегодняшнего медиатизированного мира. Научно-познавательное становление личности в исследовательском образовании определяется не формальной системой учебных отношений, а человеческим фактором, который включает ученика, учителя, социальное окружение и играет социально-ключевую роль. Правильно организованная научно-исследовательская деятельность учащихся - это воспитание со школьной скамьи молодых людей, способных стать носителями сложных компетенций высокого уровня, вести научные исследования и технологические разработки на высоком профессиональном уровне.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, мотивация, культурный продукт, познавательная деятельность когнитивно-диагностического типа, медиатизированный мир, преемственность обучения, исследовательские компетенции, предметы гуманитарного цикла, цифровая грамотность.
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Удачный
МАОУ «СОШ № 24», учитель русского языка и литературы
КУЗНЕЦОВА
Виктория Евгеньевна
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В работе раскрывается опыт организации и сопровождения проектной деятельности школьников в научно-исследовательском направлении. Раскрываются этапы реализации данной деятельности, представлена характеристика программы «Основы научно-исследовательской деятельности» на основании, которой осуществляется работа в школе. Анализируются трудности педагогического коллектива, обнаруженные в ходе реализации программы: формально-образовательная мотивация старшеклассников, низкий уровень способности к аналитической деятельности и трудности саморегуляции. Предлагаются способы преодоления данных проблем: информирование будущих исследователей об особенностях и содержании научно-исследовательской деятельности, объяснение социальной значимости решаемых задач той или иной научной области. С целью повышения интереса и познавательной активности школьников не ограничивать с выбором области научных знаний, в рамках которой будущим исследователям было бы интереснее работать. Приводятся данные рефлексии старшеклассников прошедших полный курс обучающей программы.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-практическая конференция «Шаг в будущее», формально-образовательная мотивация, социальная мотивация, школьники, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
Иркутская область, г. Иркутск
МБОУ г. Иркутска СОШ № 12, педагог-психолог
СЕЙТЕНОВА
Сауле Жусупбековна
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
В докладе обозначена потребность в реформировании системы высшего образования, которая должна быть нацелена на подготовку кадров, способных работать с научной литературой, самостоятельно приобретать знания, производить новые креативные идеи и принимать нестандартные решения. Актуализируется вопрос об исследовательском образовании, которое предполагает выработку эффективных подходов к организации самостоятельной творческой деятельности. Также в статье исследуется вопрос формирования исследовательских навыков и мотивации к научно –исследовательской работе обучающихся в вузе посредством IROS, IGPA и опыт реализации данной идеи в Ualikhanov university.

Ключевые слова: глобализация, компьютерные технологии, мотивация, научно –исследовательская работа, интеллектуальный потенциал, компетенции
Казахстан, г. Кокшетау
Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, лектор кафедры права
ГОНЧАРОВА
Надежда Александровна
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТНОЙ И КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены теоретико-методические основы организации проектной и кружковой деятельности учащихся. На основании проведенного анализа научных публикаций и педагогического опыта по проблеме обучения и творческого развития учащихся во внеурочное время, показано, что ведущим видом педагогической технологии обучения школьников предметным и метапредметным умениям и навыкам, а также умению эффективно применять их на практике, является проектная технология. Проектная технология ориентирована на интеграцию и на синтез теоретических знаний учащихся, с их непосредственно проектной деятельностью. Для успешной самореализации и полезного участия в жизни общества у выпускника современной школы должны быть сформированы знания, которые можно использовать в жизни, и умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию в реальных жизненных ситуациях. Эффективным средством проектной деятельности является включение во внеурочные занятия большой объем исследовательских задач, взятых из ТЮФ (турнира юных физиков), которые привлекают внимание обучающихся своим содержанием, а также возможностью приобретения практических и экспериментальных навыков. Представлены результаты анкетирования учащихся, которые показывают уровень сформированности готовности обучающихся к проектно-исследовательской деятельности. Доказана эффективность реализации педагогического замысла, способствующего повышению интереса учащихся к усвоению учебного материала. Сделан вывод, что актуализация знаний в проектной деятельности способствует успешному обучению и привлечению учащихся к научной деятельности.
Республика Саха (Якутия), г. Мирный
МБОУ «Политехнический лицей», учитель физики
ГЛАДКОВ
Евгений Александрович
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ХИМИИ
Процесс обучения – это система, состоящая из обучающих и обучающихся. При этом информация идет не только от обучающих к обучающимся, но и от обучающихся к обучающим.
С целью управления обратной связью, учитывая возраст и мотивацию обучающихся, мы стремились привлекать обучающихся к активному участию в проведении занятий. В процессе обучения мы старались сначала разъяснить тему, предложить творчески осмыслить излагаемый материал и вместе с учащимися обсудить полученные результаты.
Например, для проведения исследовательских работ в областях экологии и охраны окружающей среды, в первую очередь важны базовые знания по биологическим дисциплинам, однако также значение по исследованиям в области охраны окружающей среды имеют химические знания. Для повышения интереса к химии обучающихся и оценки базовых химических знаний, можно приводить деловые игры.
Авторы уверены, что, используя деловые игры, лабораторные и практические работы обучающиеся научаться применять полученные знания в новых условиях. Студенты или школьники могут расширить практическую работу, предложить свои собственные идеи. Проведение таких работ может стимулировать обучаемого к самостоятельной исследовательской работе. Таким образом, разработка практических работ и деловых игр может являться важным этапом в развитии интереса к исследовательской работе.
г. Москва, ФГБУН ИФР РАН, ст. науч. сотрудник, канд. биол. наук
ГЛУШЕЦКАЯ
Людмила Сергеевна
г. Москва
МГУИЭ
ГЛАДКОВА
Ольга Викторовна
г. Москва
МГУИЭ
КАЛЕНДЖЯН
Эвелина Андреевна
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Важнейшим требованием к уроку, характерным признаком каждого урока является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.
Преобразования, которые происходят в преподавании истории как школьного предмета в Абхазии являются проблемой – это большой объём информации по истории всеобщей истории и истории Абхазии не позволяет самостоятельно ориентироваться в массе исторических событий, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного и как следствие падение интереса к предмету.
Примером применения модульно-блочного обучения в системе современного образование и образовании будущего в РА имеет на мой взгляд переход на уроках истории к исследовательскому обучению, который несет в себе метод проектирования. Он коренным образом изменит функции учащихся в образовательном процессе и во внеклассной деятельности, что является важным в изучении предмета истории. Умения, знания, навыки, полученные на уроках, легко можно приметить в успешной работе выбранной профессии, как в РА, так и за её пределами.
Республика Абхазия, г. Гагра
Средняя школа № 2 им. В. И. Попкова, учитель истории и обществознания высшей категории
ЗМИЕВСКОЙ
Григорий Николаевич
НА ПОРОГЕ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ
Оглядываясь на этапы развития науки, можно утверждать, что мы живем в эпоху научной революции, когда наука превращается не просто в производительную силу (об этом содержании научно-технической революции говорится уже более полувека), но становится главным двигателем прогресса общества во всех отношениях. Задача современности: массовое обучение методам инженерного творчества. Сегодня наблюдается небывалый рост актуальности этой задачи. Вспоминая классиков, потребность в творческом труде — это главное отличие человека от животного, и именно творческий труд создал самого человека. Нет необходимости пересказывать утверждения выдающихся людей о том, что такое талант (один процент вдохновения и девяносто девять процентов упорного труда). Главное — обществу нужны творческие люди, и оно обязано обучать творчеству. Именно такое общественное устройство имеет историческую перспективу.
г. Москва
МГТУ им. Н.Э. Баумана, доцент кафедры «Биомедицинские технические системы», канд. физ.-мат. наук
ГУСЕЙНОВ
Марат Керимханович
ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К КОНКУРСАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА ПРИМЕРЕ УЧЕНИКОВ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА «КВАНТОРИУМ» ГОРОДА КАСПИЙСКА
В работе проводится анализ основных проблем и рекомендаций для эффективной подготовки школьников к научно-исследовательским конкурсам. В современном мире развитие науки, технологий и инноваций становится все более важным для страны, и инженерные кадры играют ключевую роль в этом процессе. Конкурсы НИР позволяют учащимся развивать критическое мышление и творческий подход. Однако, существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке к конкурсам НИР.
Республика Дагестан, г. Каспийск
МБОУ «СОШ № 13», заместитель директора по проектной деятельности, преподаватель ДТ «КВАНТОРИУМ», канд. физ.-мат. наук
ЛАВРЕНТЬЕВА
Ирина Геннадьевна
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В данной статье рассмотрено использование краеведческого материала при решении практико-ориентированных задач и их применение на уроках математики. Особую актуальность, данная тема представляет при подготовке учащихся 8-9 классов к основному государственному экзамену, а так же, для учеников 5-7 классов при подготовке к всероссийским проверочным работам. Хочется отметить, что решение текстовых задач является одним из приоритетных направлений при формировании математической функциональной грамотности, и именно такие задачи представлены на итоговой аттестации в 9 классе, поэтому важным критерием является замотивировать учащихся на их решение, вдумчивое прочтение и обоснованное решение. Именно поэтому представленные задачи в формате игры, но с опорой на задачи, представленные на экзамене под номерами 1-5. Данные задачи уже включены в электронные образовательные ресурсы Академии Минпросвещения РФ в формате игры для учеников 8-9 классов.

Ключевые слова: математическая функциональная грамотность, текстовые задачи, образовательная деятельность, учебный процесс, практическая значимость, краеведческий материал, нестандартные задачи, практико-ориентированные задачи, подготовка к основному государственному экзамену, мотивация учащихся, устойчивые результаты обучения.
Тюменская область, г. Тюмень
МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени, учитель математики
МОЛОДЦОВА
Наталья Геннадьевна
РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
Доклад посвящен актуальной в условиях цифровизации образования проблеме развития продуктивного мышления обучающихся с помощью таких способов, выделенных на основе теоретического анализа, как создание креативной среды, проблемные методы обучения и исследовательская деятельность. Продуктивное мышление рассматривается в первую очередь как творческое, способное порождать новые решения проблемных ситуаций. В работе даётся описание авторской образовательной технологии «От образа к мысли», направленной на развитие продуктивного мышления учащихся, начиная с младшего школьного возраста, где исследовательская деятельность детей осуществляется с помощью метода фасилитированной (поддерживающей) дискуссии в процессе восприятия и понимания произведений живописи. Процесс понимания картины анализируется с точки зрения стадий решения проблемной ситуации: сбор информации, выдвижение и анализ гипотез, принятие решения. Рассматриваются 3 группы способов работы с информацией, освоение которых детьми является важной детерминантой развития творческого мышления и исследовательских умений. Выделяются этапы и принципы развития продуктивного мышления обучающихся в контексте исследования художественных образов картины. Особое внимание уделяется роли и позиции педагога-фасилитатора в процессе организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся на материале произведений живописи. В качестве иллюстрации технологии приводится фрагмент стенограммы занятия по исследованию художественных образов картины с детьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, продуктивное мышление, ученики, произведения живописи, фасилитированная дискуссия, креативность, способы работы с информацией; проблемная ситуация, фасилитатор.
г. Москва
МПГУ, доцент кафедры психологии образования, канд. психол. наук, доцент
ХУДЯКОВА
Ольга Александровна
РАЗВЕНЧАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ МИФОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В работе приводится педагогический опыт формирования компонентов естественнонаучной грамотности обучающихся на занятиях по дополнительным общеразвивающим программам эколого-биологической направленности с помощью приема развенчания биологических мифов.
Развенчание устоявшихся мифов и стереотипов — это мощный педагогический инструмент, основанный на технологии проблемного обучения, с большим обучающим потенциалом.
Одним из факторов, стимулирующих желание ребенка найти ответ на поставленный вопрос или решить практическую задачу, является удивление. Поисковый энтузиазм подкрепляется стремлением детей к конфронтации и желанием опровергнуть информацию, полученную от взрослых. В результате использование этого приёма позволяет эффективно повышать уровень естественнонаучной грамотности детей, формировать экологическое мышление, корректировать теоретические знания, пробуждать поисково-исследовательскую активность, совершенствовать навыки работы с информацией и пр.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, экология, экологическое образование, экологическое мышление, проблемное обучение, работа с информацией, мифы в науке, дополнительное образование, поисковая активность.
Ивановская область, г. Иваново
МБУ ДО ЦОТ «Омега», педагог-организатор
ГУРОВА
Наталья Александровна
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В работе рассматриваются вопросы исследовательского образования, метод научных исследований, его основные этапы и принципы. Метод научных исследований играет важную роль в развитии критического мышления, проблемного мышления и творческих навыков обучающихся. Учебно-научная инновационная среда – это среда, созданная в образовательных учреждениях для поддержки и развития исследовательского образования. Она включает в себя современные технологии, инфраструктуру, лаборатории, библиотеки и другие ресурсы, которые способствуют проведению исследовательской деятельности, играет важную роль в стимулировании творчества, самостоятельности и активности обучающихся, а также обеспечивает доступ к актуальной информации и возможность проведения экспериментов и исследований.

Ключевые слова: научное исследование, исследовательское образование, критическое мышление, обучение, инновационная среда.
Самарская область, г. Тольятти
МБОУ г.о. Тольятти «Лицей № 67», учитель информатики и ИКТ, педагог дополнительного образования
АДАШЕВ
Владимир Евгеньевич
УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК КЛЮЧ К ИНИЦИАТИВНОМУ И САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА–В.В. ДАВЫДОВА)
Продуктивное творческое мышление исследователя требует опоры на существующие в данной предметной области понятия, способы действий, модели. Учебное действие моделирования целенаправленно формируется в ходе учебной деятельности школьников, обучающихся в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. В работе описана динамика учебного моделирования школьников на этапах начальной, основной и старшей школы (образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова), обобщая данные многолетних исследований в этой области. Показано, что при условиях включения школьников в совместную учебную деятельность и постепенного освоения ими моделирования, учебная модель приобретает новые функции. К концу школьного обучения она может стать не только средством фиксации невидимых предметных отношений, вехой для запоминания материала и средством формулировки новых вопросов и догадок об изучаемом объекте, но и опорой самостоятельных исследовательских действий, а также средством содержательной коммуникации в исследовательской группе.

Ключевые слова: учебная модель, учебное моделирование, исследовательская деятельность, учебная инициатива, инициативное исследование, самостоятельность в моделировании
г. Москва
ГБОУ «Школа 67», учитель дополнительного образования
ЗАЙЦЕВА
Вера Евгеньевна
г. Москва
ГБОУ «Школа 67», учитель биологии, заслуженный учитель РФ
ЧУДИНОВА
Елена Васильевна
г. Москва
Психологический институт РАО им. Л.В. Щукиной, вед. науч. сотр., канд. психол. наук
АНДРЕЕВА
Лариса Валентиновна
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье раскрываются проблемы реализации интегративного подхода в духовно-нравственном воспитании подрастающей молодежи посредством реализации проектной деятельности.
Задача взрослых заключается в обеспечении преемственности духовного развития молодежи и личности ребенка, привитие основных принципов нравственности на основе, патриотических и культурно-исторических традиций России, посредством организации проектной деятельности детей и молодежи по теме: «Великая Отечественная война – Победы России». В данной статье дается обоснование консолидации деятельности различных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, школ, дошкольных образовательных учреждений, образовательные программы, которых направленны гражданско-патриотическое воспитание в том числе и на формирование поисково-исследовательских навыков детей.

Ключевые слова проектная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз.
Красноярский край, г. Норильск
Норильский педагогический колледж, преподаватель, канд. психол. наук, доцент
ЕГОРОВА
Эльвира Валентиновна
Свердловская область, Артинский район, с. Манчаж
учитель истории
ЛОГУТОВА
Наталья Петровна
Свердловская область, г. Екатеринбург
Екатеринбургское военное суворовское училище, учитель биологии
ФИЛИМОНОВ
Александр Сергеевич
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 7-го КЛАССА
Статья посвящена личностно-ориентированному подходу, благодаря которому происходит формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности. Автор подробно рассматривает особенности, основные понятия, принципы личностно-ориентированного подхода. Творческая личность обязательно выйдет за внешне установленные рамки. Именно творческие личности, личности, которые в мыслях и их реализации отходят от стандартных способов решения, могут реализоваться в науке. Любая деятельность не начинается спонтанно, особенно научная и проектная. Школьников среднего звена на занятия наукой стимулирует необычный, нестандартный урок, урок, который нацелен на развитие личности и ее творческих способностей. Автор представляет урок-исследование по физике на тему «Действие жидкости на погруженное тело». В ходе урока учащиеся приводят примеры из жизни, проводят сравнения, самостоятельно делают выводы на основе проведенных опытов, ставят эксперименты, делают записи в тетради, выступают с сообщениями, которые готовят к уроку самостоятельно, решают качественные задачи.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, творчество, урок-исследование, учитель, ученик
Самарская область, г. Самара
ЧОУ Лицей № 1 «Спутник», учитель физики
КРАСИЛЬНИКОВ
Даниил Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная работа посвящена изучению и исследованию технологии проектной деятельности в образовательном пространстве.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность внедряется еще и по тому, что это требования ФГОС - Примерная образовательная программа основной школы. Она тесно связана с исследовательской деятельностью.
Исследовательская деятельность – один из ведущих компонентов современного образовательного процесса. Она является эффективным видом творческой деятельности, позволяющим каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои таланты, дарования. Исследовательская деятельность, которая лежит в проектной технологии – один из важнейших источников получения обучающимися представлений о мире.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность типы проектов, поисковый, информационный, творческий исследование, исследовательская деятельность.
Новосибирская область, г. Новосибирск
Школа № 217, учитель биологии первой квалификационной категории
Секция 2. Институты, организационные формы и среда в научно-исследовательской деятельности учащихся
КУЗЮРА
Тамара Анатольевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Актуализация вопросов установления, развития и применения интеллектуального потенциала на уровне учреждений дополнительного образования вызвана повышенной ролью интеллектуальных ресурсов в создании интеллектуально-творческого резерва школьников, развитии инновационных навыков и успешности подрастающего поколения. В статье приводится многолетний опыт формирования интеллектуального потенциала России посредством краевой программы «Будущее Алтая», осуществляющей свою деятельность по привлечению к исследовательской и научной деятельности школьников из малых городов и сельских районов, научно-методическому обеспечению работы с одаренными детьми (консультации для учащихся и методическая помощь руководителям), эффективному взаимодействию с высшими учебными заведениями. Так, теоретическое и практическое обобщение материала позволило сформировать уникальный подход к проблеме формирования интеллектуального потенциала России в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал России, краевая программа «Будущее Алтая», учебно-консультационный пункт, одаренность, одаренные школьники, деятельность Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22», инновационная деятельность, научно-исследовательская деятельность, организация работы с одаренными детьми, успешность.
Алтайский край, г. Барнаул
КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»», заместитель директора; руководитель Флагманского Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Алтайскому краю
КУЛЕШОВА
Юлия Михайловна

ПРОСТРАНСТВО СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ: МЕСТО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И РАЗРАБОТЧИКОВ
В докладе обосновывается необходимость обустройства образовательного пространства современной школы как места становления молодых исследователей и разработчиков. Авторы предлагают к рассмотрению: модель старшей школы, в основе которой «фазы» учебного года: запуск, деятельность, рефлексия. Инструментами для реализации задач являются деятельностные практики, события, научной и прикладной направленности, обеспечивающие появление «другой» старшей школы, которая работает на выявление и развитие одаренности, познавательной активности, системного мышления, умения строить собственное действие, что является составляющими личности исследователя и разработчика. В качестве решающего фактора выступает вариативное и открытое образовательное пространство школы «возраста», посреднического действия взрослого, ракурс на результаты и эффекты образования старшеклассников. Таким образом, пространство с пробами, событиями и рефлексией способствует самоопределению старшеклассника в области науки, разработок и изобретательства.

Ключевые слова: одаренность, познавательная активность, образовательное пространство, эффекты образования, событие, самоопределение, личность исследователя
Иркутская область, г. Братск
МБОУ «Лицей № 2», директор лицея
КУЧМЕНКО
Наталья Александровна
Иркутская область, г. Братск
МБОУ «Лицей № 2», учитель английского языка, руководитель Сетевого Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Приангарью
РЫЧКОВА
Дарья Михайловна
Иркутская область, г. Братск
МБОУ «Лицей № 2», учитель математики, исполнительный директор Сетевого Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Приангарью
МИНЧЕНКО
Михаил Михайлович
РАННЕЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ КОМАНДНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
Представлен опыт раннего вовлечения обучающихся в инженерное творчество посредством проведения командных соревнований в форме группового выполнения практических кейсов, позволяющих проявить инженерную смекалку на основе практико-ориентированных экспериментов из набора подручных материалов, не требующих специальных знаний и сложного оборудования, в условиях ограниченных временных и материальных ресурсов. Помимо всего прочего, это позволяет существенно снижать возрастной порог участников.

Ключевые слова: инженерное образование, школьники, инженерное творчество, проектная деятельность, научно-практическое образование, предпрофессиональное образование.
г. Москва, ГБОУ Школа № 1537, куратор Инновационно-технологического центра, учитель информатики, канд. экон. наук, лауреат Премии Мэра Москвы в области образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»
МОРОЗОВА
Елена Афонасьевна
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается актуальность выбранной темы. Сформулированы проблемы современного общества. Ведущая педагогическая идея опыта: работа с архивными документами, влечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность. Проанализировано использование архивных источников для написания исследовательских работ у учащихся школы. Формирование навыков исследовательской работы, обучение самостоятельной постановке целей и задач своей деятельности считается одним из приоритетных направлений исторического образования в наши дни.

Ключевые слова: исторические источники, исторические документы, историческое мышление, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.