Шаповалова Анна
Псковская область, г. Псков
МБОУ ЦО "ППК", 6 класс
ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЗ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ
4
Научный руководитель: Кузьмина Галина Ивановна, Псковская область, г. Псков, ГБУДОПО "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества", методист отделения физики
7
Еф
Анна Шаповалова
47
Еф
ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЗ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ
Цели исследования
  1. Изготовить физические приборы из подручных материалов.
  2. Продемонстрировать и объяснить назначение и принцип действия этих приборов.
Задачи
  1. Изучить научную и научно-практическую литературу по данной теме.
  2. На основе изученной информации изготовить самодельные приборы для объяснения различных законов и явлений.
  3. Изготовить приборы.
  4. Продемонстрировать работу и принцип действия самодельных физических приборов учащимся.
Актуальность
Надо ли изготавливать самодельные приборы да еще из подручных средств, когда промышленность выпускает их в достаточном количестве и высокого качества. Действительно, в обеспечении кабинета физики (с. п.) давно уже не играет решающей роли. Однако полностью отказаться от изготовления самодельных приборов было бы неправильно. Изготавливая прибор, ученик думает (не может не думать!) над тем, нельзя ли изменить или упростить конструкцию прибора и одновременно усовершенствовать его так, чтобы при минимально затраченных материалах и конструктивных средствах добиться лучших результатов. Именно в этот момент растёт познавательный интерес, прививаются трудовые навыки, как средство развития конструкторских и творческих способностей. Демонстрация самодельных приборов и рассказ об устройстве и принципе действия своим товарищам, повышает мотивацию к изучению физики, показывает, что физика как наука не оторвана от реальной жизни. Поэтому эта работа актуальна.
В данной работе подробно описано, какие физические приборы можно изготовить в домашних условиях из подручных средств по темам школьного курса физики «Сила трения», «Плавание тел», «Звуковые волны», «Давление», «Влажность воздуха», «Электромагнитные явления». Показан принцип действия приборов (катушки – ползушки, поплавка – датчика; прибора, демонстрирующего зависимость давления от площади поверхности, нитяного телефона, психрометра, колеса на наклонной плоскости, электродвигателя из батарейки). Дано подробное описание необходимого оборудования для изготовления этих приборов, технология изготовления, указана апробация, как и где можно их использовать.
Результаты
В результате исследовательской работы были изготовлены приборы: катушка–ползушка, колесо на горке, верёвочный телефон из стаканчиков, поплавок – датчик, психрометр, прибор для демонстрации зависимости давления от площади поверхности и электродвигатель из батарейки, с помощью которых можно демонстрировать и объяснять различные явления и законы физики: «Трение. Силы трения», «Центр тяжести», «Плавание тел», «Звуковые волны», «Относительная влажность воздуха», «Зависимость давления тела от площади поверхности», «Электромагнитные явления», «Определение цены деления, прибора». Дано научное объяснение принципа действия приборов и правила работы с ними.
Перспективы развития
Приборы «телефон из стаканчиков» можно предложить учащимся изготовить и апробировать во внеурочной деятельности. Так как у разных пар учеников будут разные нити, лески (по толщине, по длине) и стаканчики, то качество воспринимаемого звука будет различным. Поэтому учащимся можно будет предложить несколько качественных задач.

  1. В каких средах распространяется звук?
  2. От чего зависит качество воспринимаемого звука при разговоре по телефону из стаканчиков?

При изучении тем «Влажность воздуха» и « Определение относительной влажности воздуха» ребята также могут изготовить самодельный психрометр, который можно будет использовать при проведении лабораторной работы «Определение влажности воздуха» (8,10 класс) На этом занятии обучающиеся осваивают навыки и умения работать с психрометрической таблицей, с таблицей давлений и плотностей насыщенных паров. А также научатся определять относительную влажность воздуха по самодельному психрометру и отвечать на вопросы.

  1. Может ли относительная влажность увеличиваться, если абсолютная влажность убывает?
  2. Как изменится разность показаний термометров в психрометре при понижении температуры, если абсолютная влажность остается неизменной?
  3. Почему в холодную погоду запотевают только те окна, которые обращены вовнутрь комнаты?
  4. Почему при понижении температуры воздуха в комнате начинается ощущаться сырость?
  5. Как объяснить образование росы и тумана?

После изучения темы «Электромагнитные явления» каждый ученик может изготовить самодельный электродвигатель, с помощью которого можно убедиться в зависимости скорости вращения катушки от числа витков и площади поперечного сечения проволоки, из которой изготовлена катушка.
Расписание работы автора проекта
15 апреля, пт
Диалог с экспертами
Ответы на вопросы
12:00
12:20

13:35 - 13:45

Поздышев М.Л.
Винтайкин Б.Е.
15 апреля, пт
12:40
13:00
13:20
Новиков В.С.
Бункин Н.Ф.
Садовский А.М.

Задайте вопрос автору проекта
Обязанность отвечать на заданные вопросы остается полностью на участнике. Организаторы форума не несут ответственности за сроки получения ответа.
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
Пообщайтесь с автором в режиме реального времени
Вы можете посмотреть диалог с экспертом и задать вопросы автору в форме вебинара.
Расписание сессий приведено выше