Богоявленская Д.Б. Развитие интеллекта повышает возможность овладения сложной деятельностью, а доминирования познавательной потребности порождает способность к творчеству
Читаю в Психологической газете интервью с М.А. Холодной об интеллектуальной одаренности и не могу не включиться, в силу понимания одаренности как способности к творчеству. Поэтому одаренность не может сводиться только к интеллекту, каким бы высоким он не был. Вместе с тем, М.А. Холодная – крупный специалист, что обязывает к серьезному анализу ее текста. Ее утверждению, что "за метакогнитивные прогнозы в ответе только интеллект", ищем доказательство. Его находишь в том, что все исследования интеллекта, которые ведет М.А. Холодная, проходят в ситуации стимулирования интеллекта: будь то проблемные ситуации или любой формы опрос. Предлагаемый М.А. Холодной подход к интеллектуальному воспитанию учащихся средствами специально сконструированных развивающих учебных текстов (М.А. Холодная, З.Г. Гельфман) создает условия для обогащения основных компонентов умственного опыта ученика, содействуя тем самым его интеллектуальному росту. Это повышает успешность в овладении сложной деятельностью. Однако, выход на уровень творчества возможен лишь при доминировании у личности мотива познания.
Жукова Е.С. Пройденный путь: анализ исследовательских проектов секции «Психология» Форума научной молодёжи «Шаг в будущее»
Выступление представляет собой обзор работы секции «Психология» за годы существования секции с анализом широты представленности тем, слабых и сильных сторон проектов, типичных ошибок в проведении эксперимента и его оформления, в работе над теоретической частью проекта. В сообщении предложены рекомендации по организации работы учителя и ребенка, позволяющие избежать описанные проблемы при подготовке исследования. Представлены практические рекомендации по выбору методов исследования, работе с источниками, разграничены области контроля руководителя и самоконтроля проектанта, а также области их совместной работы. Показателями педагогической эффективности должны быть приобретенный ребенком опыт, умение задавать вопросы, ставить проблемы, ограничивать работу определенными задачами и планировать дальнейшие исследования. Психологическим результатом проведенной работы должно быть сохранение и развитие познавательной мотивации и желания заниматься исследовательской деятельностью. Становление способности к развитию деятельности по собственной инициативе выступает тем личностным приобретением ребенка, которое направляет развитие личности по пути творчества.
Миронова К.В. Научный подход к сравнительному изучению проблемы понимания текста при чтении с листа и с экрана
Понимание письменного текста, предъявленного на разных носителях, относится к числу ключевых и достаточно сложных проблем, поставленных перед современной наукой. Возникновение новых информационных технологий, широкое применение электронных средств коммуникации, ускорившаяся цифровизация образования привели к распространению электронного формата чтения.
Поскольку отрочество является сензитивным периодом для становления читательских навыков, особую актуальность приобретает выявление специфики процесса чтения с экрана у подростков и его результативности с точки зрения понимания прочитанного.
На вебинаре будет рассмотрена проблема изучения эффективности цифрового чтения по сравнению с традиционным бумажным. Будут представлены актуальные отечественные и зарубежные взгляды на эту проблему, раскрыты преимущества и недостатки цифрового чтения, проанализированы условия развития у подростков продуктивного читательского поведения при работе в цифровой среде. Также будут показаны этапы проведения сравнительного исследования понимания российскими школьниками повествовательного текста в ходе чтения с листа и с экрана.
Тарасова С.Ю. Исследование агрессии и тревожности в совместной творческой деятельности школьников. Методологические трудности оценки агрессии
В данном сообщении будут представлены современные подходы к понятию «агрессия» и актуальные пути ее изучения. Рассматривается проблема изучения агрессивного поведения подростков в школе при совместной творческой деятельности на примере оценки эффективности психологического тренинга «Лицо агрессии». Проект направлен на теоретическое знакомство и практическую проработку положительных и отрицательных эмоций, рефлексию собственных состояний и понимание эмоциональных реакций различной интенсивности. Методологическую и методическую основу исследования составили: шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет (А.М. Прихожан), методика оценки уровня агрессии Басса-Перри (адаптация С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский), Торонтская алекситимическая шкала, полупроективная методика тест руки Вагнера. Методики использованы для проведения комплексной диагностики и контроля результатов коррекционной программы «Лицо агрессии». Проводились входное и итоговое тестирование. При выборе эмоций для проработки мы ориентировались на классика К.Э. Изарда. При составлении и реализации коррекционной программы ориентировались на методологию врача-психотерапевта М.Е. Бурно.
В сообщении спикера будет дан анализ исследования среди участников группы по программе «Лицо агрессии». Слушатели рассмотрят вместе со спикером, как психологически эффективно комплектовать группу, чтобы снизить или оптимизировать агрессивные тенденции школьников.