Гончарова Софья
г. Москва
ГБОУ "Школа № 1317", 8 класс
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧИНОК ВОСКОВОЙ МОЛИ НА ПРЕДМЕТ БИОПОВРЕЖДЕНИЯ И БИОДЕГРАДАЦИИ ПЛАСТИКА
6
Научные руководители: Нехожена Людмила Александровна, г. Москва, ГБОУ "Школа № 1317", учитель биологии; Джалолова Светлана Анатольевна, г. Москва, ГБОУ "Школа № 1317", учитель английского языка
4
Пз
Софья Гончарова
64
Еб
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧИНОК ВОСКОВОЙ МОЛИ НА ПРЕДМЕТ БИОПОВРЕЖДЕНИЯ И БИОДЕГРАДАЦИИ ПЛАСТИКА
Цель проекта
Исследовать биоповреждения и биодеградацию полиэтилена различного типа личинкой восковой моли.
Задачи
  1. Провести анализ литературы
  2. Вырастить восковую моль в домашних условиях
  3. Выбрать виды пластика для дальнейших исследований
  4. Разработать(адаптировать существующие) методики исследования
  5. Провести исследования характера биоповреждений и биодеградации восковой молью пластика различного типа
Актуальность
За последние годы количество используемого пластика в мире значительно возросло и продолжает увеличиваться ежегодно. В период с 1950 по 2015 годах было произведено 8,3 млрд тонн пластика, 6,3 млрд которого сейчас приходится на мусор. Лишь 9% пластикового мусора перерабатывается, 12% — сжигается, а остальные 79% накапливаются на свалках или в окружающей среде. Если ничего не изменится, то к 2050 году на Земле будет уже 12 млрд тонн пластиковых отходов. Необходимо признать, что в настоящее время в мире нет способа, каким образом можно решить проблему пластиковых отходов. Все известные способы переработки не экологичны либо затратные. Ученые многих стран стараются найти решение этой проблемы, в том числе и ища ответы у природы. Не так давно была обнаружена способность личинок восковой моли поглощать пластик. Однако результаты исследований этой способности личинок у ученых в разных странах оказались противоречивыми.
Новизна
Уникальность проекта заключается в том что разработаны простые и оригинальные методы исследования, позволившие в домашних условиях и условиях школьной лаборатории определить какое количество пластика способна биоповреждать 1 личинка моли и доказать, что личинки способны биоразлогать часть поглощаемого пластика. Способность окукливания личинок восковой моли при питании исключительно пластиком доказана впервые (в изученных научных исследованиях информация о данном факте отсутствует).
Определение степени переработки огневкой пластика осуществлялось путем рассмотрения с помощью микроскопа с высоким разрешением следов жизнедеятельности личинок, которые потребляют пластик и контрольной группы, которые питаются обычным образом.

Определение количества поглощенного личинками пластика осуществлялась путем взвешивания на ювелирных весах с точностью измерений 0,001 г, полиэтилен различного типа до погружения к личинкам и через сутки после погружения(формула представлена в файле). Для исследования использовали пластик 2 и 5 типа как наиболее распространенный в мире (56% от общемирового произведенного количества).

Для определения, каким образом личинки осуществляют биодеградацию пластика (бактерия или фермент) мы перетерали личинок в пасту и разделяли ее на 2 части. Одну часть облучали УФ лампой. Далее обе консистенции наносили на полиэтилен и оставляли на 24 часа. После чего проводили исследования по определению количества биодеградируемого пластика.

Для определения влияния пластика на развитие моли мы разделили их на 2 бокса. Одну часть гусениц кормили привычной пищей, а вторую только пластиком. Визуально наблюдали различия в поведении личинок и смотрели появятся ли по итогу исследования бабочки из тех личинок, которые питались только пластиком.
Результаты
Восковая моль действительно биоповреждает полиэтилен 2, 4 и 5 типа. Причем делает это по-разному. Больше всего восковая моль любит 5 тип полиэтилена, а меньше всего 4 тип. За 24 часа 1 личинка биоповреждает 0,009г 2 типа, 0,02 г 5 типа и 0.007 г пластика 4 типа.

Результаты исследования следов жизнедеятельности личинок которые питались пластиком показали наличие в них частиц полиэтилена. Это значит, что восковая моль перерабатывает его, но не весь. После нанесения перетертой пасты на полиэтилен мы не выявили каких либо его структурных изменений. Изменений массы полиэтилена выявлено не было!!!

За все время наблюдения за личинками моли питающихся обычной пищей и пластиком мы не обнаружили явных отличий в поведении. Однако после окукливания из личинок, которые питались пластиком бабочки так и не появились в отличие от контрольной группы. Исследования погибших куколок показало, что процесс превращения в бабочку до конца завершен не был. Возможная причина – недостаток питательных веществ. Вместе с тем сам факт окукливания свидетельствует о том, что личинки моли удается извлекать часть питательных веществ из пластика, а значит его биоразлагать!! Другое дело что они не могут биоразложить 100% пластика о чем свидетельствует наличие его частичек в следах жизнедеятельности.

Результаты данной работы можно использовать, как основу для продолжения дальнейших исследований для выделения веществ способных перерабатывать пластик.

Видео о проекте
Видео о проекте
Личинки восковой моли
Расписание работы автора проекта
14 апреля, чт
Диалог с экспертами
Ответы на вопросы
12:00
12:20

13:35 - 13:45

Грачева Т.А.
Богатырев Л.Г.
14 апреля, чт
12:40
13:00
13:20
Дядькина С.Е.
Алексанян Д.Р.
Семенюк О.В.

Задайте вопрос автору проекта
Обязанность отвечать на заданные вопросы остается полностью на участнике. Организаторы форума не несут ответственности за сроки получения ответа.
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
Пообщайтесь с автором в режиме реального времени
Вы можете посмотреть диалог с экспертом и задать вопросы автору в форме вебинара.
Расписание сессий приведено выше