Петр Волков
Белгородская область, г. Старый Оскол
МБОУ "СОШ №11", 11 класс
ОЦЕНКА ВИДЕОЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ЖИЛЫХ МАССИВОВ ЮГО-ЗАПАДНЫХ МИКРОРАЙОНОВ ГОРОДА СТАРЫЙ ОСКОЛ
73
Научный руководитель: Пожидаева Светлана Анатольевна, Белгородская область, г. Старый Оскол, МБОУ "СОШ №11", учитель биологии
Цель проекта
Оценить различные объекты архитектуры юго-западных микрорайонов города Старый Оскол путем расчета коэффициента «агрессивности» (видеозагрязнения) по объективным критериям.
Задачи
  1. Изучить и сфотографировать различные городские объекты юго-западной части города с помощью маршрутного метода.
  2. Провести теоретический расчет коэффициента «агрессивности» городских зданий по объективным критериям.
  3. Провести социологический опрос по оценке видеозагрязнения зданий.
  4. Сравнить сопоставимость двух методов оценок «агрессивности» зданий: методом опроса в различных возрастных группах и оценкой по объективным критериям.
Актуальность
В нашем городе ведется капитальный ремонт жилых домов с последующей штукатуркой и покраской зданий. Мы обратили внимание на цветовое оформление домов, школ, магазинов и пришли к выводу, что не все они «радуют глаз», многие вызывают психологическое напряжение. Поэтому решили изучить более детально эту проблему, т.к. психическое здоровье человека не менее важно, чем физическое.
В последние годы с целью реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» на территории города Старый Оскол реализуется муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории Старооскольского городского округа», в рамках которой предусмотрены мероприятия по благоустройству общественных территорий.

В нашем городе ведется капитальный ремонт жилых домов с последующей штукатуркой и покраской зданий. Мы обратили внимание на цветовое оформление домов, школ, магазинов и пришли к выводу, что не все они «радуют глаз», многие вызывают психологическое напряжение. Поэтому решили изучить более детально эту проблему, т.к. психическое здоровье человека не менее важно, чем физическое.

Объект исследования: объекты архитектуры юго-западных микрорайонов.
Предмет исследования: коэффициент видеозагрязнения данных объектов.
Гипотеза: современные здания имеют высокий коэффициент видеозагрязнения.

При выполнении работы применяли следующие методики:

1) Маршрутный метод: прохождение по территории изучаемого объекта и визуальное выявление отдельных объектов городской архитектуры, фотографирование данных объектов.
2) Методика оценки коэффициента агрессивности. Т.к. в качестве негативных сред выступают гомогенные объекты, с одинаковыми окнами и балконами, гофрированные заборы, то коэффициент агрессивности таких зданий принимается за 1. Присутствие хотя бы одного благоприятного момента (архитектурный декор, деревья, разные цвета, асимметрия) снижает коэффициент на 0,1 (визуальную агрессивность на 10%). Если насчитывается 5 разнообразных элементов, видеозагрязнение имеет коэффициент 0,5, видеосреда этого здания нейтральная.
3) Методика субъективной оценки «агрессивности» визуальной среды зданий методом социологического опроса. Для определения коэффициента «агрессивности» различных объектов респонденты должны выставить балл по десятибалльной шкале: 10 – здание гомогенное, без привлекательности, 1 – «радует глаз». Коэффициент агрессивности вычисляем по формуле: Кагр= Б/10, где Б – среднее число баллов, выставленных всеми респондентами.
Выводы
  1. На территории юго-западных микрорайонов города Старый Оскол рандомным методом выявили объекты для изучения их коэффициента агрессивности (видеозагрязнения).
  2. С учетом элементов, снижающих видеозагрязнение городской среды, произвели теоретический расчет коэффициента агрессивности.
  3. Провели социологический опрос школьников и сотрудников школы по оценке видеозагрязнения.
  4. Объекты, построенные в 70-80 годах XX века и пока неотремонтированные, имеют высокий коэффициент агрессивности – 0,8-0,9. Жилые отремонтированные дома, объекты торговли, культуры, учебные заведения имеют нейтральный коэффициент – 0,4-0,6.
  5. Данные расчета коэффициента по объективным критериям и социологического опроса у большинства объектов совпадают.
Результаты
Юго-западные микрорайоны города Старый Оскол были построены в 70-80 годах XX века. Постройки данного времени относят к так называемым «брежневским» домам, «спальным» районам, которые характеризуются однотипностью (гомогенностью), но с высокой степенью озеленения. На микрорайонах хорошо развита инфраструктура: несколько школ, детских садов, учреждения дополнительного образования и культуры, поликлиники, больница, продовольственные и промышленные магазины. В последние годы проводятся мероприятия в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Старооскольского городского округа». Производится ремонт жилых домов, обновление инфраструктуры, постройка детских площадок, закладка скверов.

1) На первом этапе своей работы мы прошли по изучаемой территории юго-западных микрорайонов, визуально выделили объекты, которые оказывают раздражающее влияние, и привлекательные объекты с нашей точки зрения. Сфотографировали данные объекты.

2) С помощью методики коэффициента агрессивности дали выделенным объектам оценки, которые занесли в таблицу 1.
Отметили, что жилые дома, в которых не производился ремонт фасадов, дают более высокий коэффициент агрессивности. Они серого цвета, однотипные, у них наблюдаются ряды стандартных окон и балконов. Отремонтированные дома более яркие, окрашены в разные цвета, вокруг них много зеленых насаждений и оформленных клумб. Школа №15 имеет часто повторяющиеся полосы белого и ярко-синего цвета, что негативно воздействует на психику. Торговые центры и центр культурного развития привлекают красивым цветом фасада, яркой рекламой, подсветкой. Взрослая поликлиника за счет темно-серого цвета и слишком частой асимметрией отделки окон отталкивает взгляд, действует раздражающе. Школа №11 и Лицей №3 имеют нейтральный коэффициент агрессивности за счет зеленых насаждений, памятника, клумб, ярких оранжевых вставок на фасаде здания.

3) Провели социологический опрос в школе, в респонденты входили учащиеся 9-11 классов, сотрудники школы (Приложение III). Всего участвовало 103 ученика и 42 сотрудника школы. Респондентам предлагалось по фотографиям дать оценку зданию от 10 (здание раздражающее, однородное) до 1 (здание имеет привлекательный внешний вид). Затем вычислили коэффициент агрессивности по формуле Кагр= Б/10, где Б – среднее число баллов, выставленных всеми респондентами. Чем меньше получится коэффициент, тем здание более привлекательное, при увеличении коэффициента в сторону 1, видеозагрязнение (агрессивность) здания для человека усиливается.

Данные обоих коэффициентов внесли в сводную таблицу 2. Сравнили оба показателя для каждого объекта и сделали выводы.
Из данных таблицы следует, что у большинства городских объектов коэффициенты агрессивности, полученные методом опроса и оценкой по объективным критериям, совпадают. Это может говорить об объективной оценке объектов архитектуры юго-западной части города.

4) Кроме оценки городских объектов мы выделили элементы, которые повышают и снижают видеозагрязнение.
Элементы, повышающие видеозагрязнение
1. Однотонные здания
2. Темно-серый цвет, черный цвет
3. Окна и балконы, расположенные строгими рядами
4. Колонны, расположенные в ряд
Элементы, снижающие видеозагрязнение
1. Яркие и пастельные цвета штукатурки
2. Клумбы
3. Деревья
4. Игровые площадки
5. Асимметрия в покраске зданий
6. Яркие афиши
7. Иллюминация
8. Архитектурные элементы (барельефы, выступы, колонны, фонтаны)
Расписание работы автора проекта
2 апреля, пт
Диалог с экспертами
Ответы на вопросы
12:00
12:20

13:35 - 13:45

Семенюк О.В.
Грачева Т.А.
2 апреля, пт
12:40
13:00
13:20
Бенедиктова А.И.
Смирнова И.Е.
Нежданова А.В.

Задайте вопрос автору проекта
Обязанность отвечать на заданные вопросы остается полностью на участнике. Организаторы форума не несут ответственности за сроки получения ответа.
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
Пообщайтесь с автором в режиме реального времени
Вы можете посмотреть диалог с экспертом и задать вопросы автору в форме вебинара.
Расписание сессий приведено выше
Made on
Tilda