Анна Максимова
Самарская область, г. Самара
МАОУ "Самарский медико-технический лицей", 8 класс
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «ВЫБОР СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
45
Научный руководитель: Левченко Олег Анатольевич, Самарская область, г. Самара, МАОУ "Самарский медико-технический лицей", учитель
Цель проекта
Создание интерактивного компьютерного программного комплекса для обучения выбору технологии решения логических задач.
Задачи
  1. Изучить теорию вопроса, виды логических задач и методы их решения;
  2. Описать эти методы на слайдах презентации и в реферативной части работы;
  3. Разработать VBA- приложения (программы), позволяющие сопоставлять логические задачи и технологии их решения в режиме Drag & Drop, с автоматическим контролем полученных результатов, представив всё в интерфейсе PowerPoint;
  4. Провести апробацию продукта, внеся изменения в него по ее результатам.
Данный продукт–помощь в выборе метода решения логической задачи. Этот выбор сложен и нет материалов по теме. Нужен опыт и технология выбора.

Интернет-поиск показал, что предлагаемая разработка в рамках данной проблематики - перая. Не было масштабного апробирования, но и по выборке 20 человек было видно, что подготовка с тренажером вдвое сокращает число ошибок и на 77% время выбора метода решения.

В этой работе, сравнительно с аналогами, добавлена анимация с пошаговым текстовым сопровождением, что в известных учебных модулях реализовано лишь для простейших задач, когда это нецелесообразно. Здесь же описание двухуровневое:
1) простые задачи-без анимации, показаны в оконных формах;
2) сложные – анимированный слайд, вызываемый в окне первого уровня.

Эти два уровня и есть режим обучения.
Но основное в работе - тестирование. Именно режим тестирования дает навыки выбора способа решения задачи.

Реализованы следующие принципы:
  • есть доступ к интерактивной справке по теме на этапе обучения;
  • запрещен доступ к ней при тестировании, но есть справка по программе;
  • текст задания выводится в форму кликом мыши по ярлыку, а по закрытии формы ярлык следует за мышью до второго клика по нему в нужной корзине;
  • задачи загружаются диспетчером файлов, а затем пользователь выбирает в диалоге число заданий теста (до 20), отбираемых случайно из полного набора;
  • результаты, после их подсчета, выводятся в оконной форме, а ярлыки «не в той корзине» окрашиваются в цвет нужной;
  • метод кодирования допускает до двух правильных ответов на одно задание.
Работа с программой «Выбор способа решения логических задач»
Тренажер представляет собой программу, состоящую из трех компонентов:
1) Интерактивные слайды PowerPoint (содержат управляющие элементы);
2) VBA-модули – основная, алгоритмическая часть тренажера;
3) ActiveX – модули - оконные формы для текстов заданий, интерактивных подсказок по методам их решения, а также справки по работе с программой.

Тренажер – презентация PowerPoint, и его можно редактировать и запускать из среды, но тогда не все элементы будут работать эффективно. Лучший вариант – загрузка тренажера, сохраненного в формате «Демонстрация PowerPoint с поддержкой макросов», из диспетчера файлов.

Есть режимы обучения и тестирования. Для обучения нужна презентация. Для тестирования добавляется файл данных специального формата:
– первая строка – количество заданий в файле;
– со 2-й - тексты заданий, по одному в строке, кодировка Windows (CP1251).

При загрузке файла в форму разбиение по строкам - автоматическое. Переход на новую строку в определенном месте - комбинацией клавиш «Alt+10», где 10 – набирается на цифровой клавиатуре (где она есть), а затем Alt - отпускается.

Каждая строка с заданием состоит из трех частей:
–символ, кодирующий эффективные методы решения задачи (не больше двух);
–девиз задачи - 19 символов, показан на ее ярлыке и на форме вывода текста;
–текст задания – выводится в форме вывода текста кликом мышью по ярлыку. Если текст не помещает окно формы, то включается вертикальный скроллинг.

После запуска презентации появляется первый слайд, где содержится информация по тренажеру и кнопка перехода к управляющему слайду.

Управляющий слайд содержит семь активных элементов:
–пять корзин - методы решения, клик по ним - вызов интерактивной справки;
–кнопка «Старт» - запуск теста (вместо справки - описание его процедуры);
–кнопка «Готово» - запуск обработки результатов тестирования с показом ошибок, выводом процента верных ответов и включением разрешения справки.

После запуска программа открывает в папке по умолчанию PowerPoint файл logic.tst, или, если его там нет, диспетчер файлов, где выбирается нужный файл.

После загрузки тестов в диалоговом окне вводится число заданий в тесте (не более 20), после чего на слайде появляются ярлыки с девизами заданий.

Клик по ярлыку загружает задание в форму, по закрытии которой ярлык следует за мышью до его перемещения в нужную корзину и повторного клика. До конца тестирования ярлыки можно переставлять. Распределив ярлыки жмем «Готово» с выводом формы с результатом, а ошибочно распределенные ярлыки окрашиваются в цвет «правильной» корзины.
Видео о проекте
Расписание работы автора проекта
2 апреля, пт
Диалог с экспертами
Ответы на вопросы
12:00
12:20

13:35 - 13:45

Белоножко П.П.
Петров А.Б.
2 апреля, пт
12:40
13:00
13:20
Оглоблин Д.И.
Трудоношин В.А.
Хлебникова В.Л.

Задайте вопрос автору проекта
Обязанность отвечать на заданные вопросы остается полностью на участнике. Организаторы форума не несут ответственности за сроки получения ответа.
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
Пообщайтесь с автором в режиме реального времени
Вы можете посмотреть диалог с экспертом и задать вопросы автору в форме вебинара.
Расписание сессий приведено выше
Made on
Tilda